Generic filters
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in excerpt
О возможном противостоянии Владимира Путина и Дмитрия Медведева вряд ли можно говорить объективно. Понятно, что никого из обывателей не допускают в кулуары президентской или премьерской резиденций в момент, когда первые лица обсуждают судьбу нефтегазовых ресурсов страны.

О возможном противостоянии Владимира Путина и Дмитрия Медведева вряд ли можно говорить объективно. Понятно, что никого из обывателей не допускают в кулуары президентской или премьерской резиденций в момент, когда первые лица обсуждают судьбу нефтегазовых ресурсов страны.

 

 

Путин Владимир Владимирович — Президент Российской Федерации

Медведев Дмитрий Анатольевич — Десятый председатель Правительства Российской Федерации (с 8 мая 2012 года).

 

«Друзья Путина»

 

«Друзья Путина контролирующие ГосКорпорации»

 

 

Битва за ТЭК: как Путин и Медведев нефть делили

Струкова Екатерина, РБК

31 октября 2012 г.

О возможном противостоянии Владимира Путина и Дмитрия Медведева вряд ли можно говорить объективно. Понятно, что никого из обывателей не допускают в кулуары президентской или премьерской резиденций в момент, когда первые лица обсуждают судьбу нефтегазовых ресурсов страны.

Среднестатистическому россиянину приходится судить о взаимоотношениях столпов государства сугубо через средства массовой информации. И именно на их страницах разыгрывается настоящая битва тандема за право управлять российским ТЭКом, приносящим половину доходов в российский бюджет и невиданные богатства своим собственникам. Тем не менее такое противостояние наличествует.

Мирный заговор

Противостояние правящего тандема на ниве управления российским топливно-энергетическим комплексом — явление довольно-таки неожиданное. Пару лет назад подобного поворота событий, казалось бы, ничего не предвещало. Участие в нефтегазовых и электроэнергетических делах тогдашнего президента Дмитрий Медведева, казалось, если судить по сообщениям российских СМИ, неглубоким. Например, он ратовал за внедрение инноваций и энергосбережения, предлагая заменить лампы накаливания на энергосберегающие, и принял участие в подписании документов по атомной промышленности.

Между тем бывший тогда в должности премьера Владимир Путин создавал впечатление крепкого хозяйственника и человека, который как раз-таки принимает судьбоносные для отрасли решения. В составе делегаций он принимал участие в запусках крупных объектов, мог и льгот подбросить, если нужно. Дембельский аккорд В.Путин поставил в завершении своего премьерства. Уже будучи избранным президентом (но еще не вступив в должность), он принял решение по ряду давно ожидаемых отраслью льгот. В частности, объявил о льготном налогообложении шельфовых проектов и для трудноизвлекаемой нефти.

Но мог В.Путин и, что называется, пожурить за неверные методы работы, даже с привлечением правоохранительных органов. Вот, например, после разоблачения коррупционных схем в электроэнергетической отрасли сразу несколько не самых известных, но все-таки крупных персон потеряли работу. В силах прежнего премьера и нынешнего президента было и остановить рост тарифов, а также разоблачить заговор на топливном рынке.

В.Путину, судя по всему, принадлежит и особое право на благословения крупных сделках в российском ТЭКе. Он принял непосредственное участие в оформлении отношений «Роснефти» и BP, а также НОВАТЭКа и Total.

Первые ласточки

Между тем и Д.Медведев не всегда довольствовался пассивной ролью в российском ТЭКе. Более того, для активного участия во всех начинаниях у экс-президента имеется огромный опыт. 8 лет своей жизни он отдал Газпрому, из которых большую часть времени занимал должность главы совета директоров газового концерна.

За год до окончания своего президентства Д.Медведев решил активно применить полученный опыт на практике. «Я довольно долго сидел в совете директоров Газпрома в качестве председателя и, наверное, в определенный период это имело смысл. В тот период, когда нам нужно было собрать крупные компании, растекшиеся в разных направлениях. Компании, которые контролировало государство, конечно», — заявил он, предложив вывести из советов директоров государственных компаний вице-премьеров и федеральных министров. В числе таких предприятий — монстры российской добычи — «Роснефть», Газпром, а также энергетики — Интер РАО, «РусГидро», ФСК ЕЭС и Холдинг МРСК.

Основной удар пришелся по министру энергетики РФ Сергею Шматко, который заседал в советах чуть ли не всех энергетических компаний и в нескольких нефтегазовых, и Игорю Сечину (по неофициальным данным — соратнику В.Путина), в вотчине которого находились крупнейшая российская нефтяная компания — «Роснефть» и ее собственник — на 100% государственный «Роснефтегаз». Насиженные места с легкой руки президента чиновникам пришлось оставить.

Хамелеоны

Между тем подходила пора президентских выборов, и политики уже во всю говорили о рокировке тандема, на следующие 6 лет президентом страны, по их расчетам, должен был стать В.Путин, а его премьером — Д.Медведев. И хотя окончательное решение должно было приниматься народом 4 марта, ряд политиков уже называли точный прогноз по результатам политической баталии. В результате так оно и получилось.

От складывающейся ситуации почти никто ничего нового не ожидал. Уже давно знающие друг друга и сработавшиеся люди, казалось бы, не должны были вступать в какое-то противоречие и вести битвы за то, что уже давно поделено. Однако, как выяснилось, страсти только накалялись.

В правительстве Д.Медведева не нашлось места почти никому из команды прежнего премьера. Своего места лишился и Игорь Сечин, вице-премьер, курирующий ТЭК. Эксперты недоумевали, СМИ строили догадки, некоторые даже успели отправить бывшего вице-премьера на заслуженный отдых. Однако злопыхатели серьезно ошиблись в своих предположениях. По тогдашним прогнозам некоторых особо дальновидных аналитиков, «Игорь Иванович в том или ином виде должен продолжить влиять на российский ТЭК». Правда, никто тогда не мог точно сказать — в каком же именно «виде». Вскоре с форматом определились, и И.Сечин вернулся туда, где и был.

С легкой руки нового президента он снова оказался у руля «Роснефти», однако на этот раз в должности ее президента, также бывший чиновник смог снова возглавить совет директоров «Роснефтегаза», ведь теперь ему ничего не мешало это сделать.

Парадоксы рокировки

Тем временем функции И.Сечина в правительстве достались молодому и амбициозному Аркадию Дворковичу — ставленнику Д.Медведева. Ему и было поручено курировать вопросы топливно-энергетического комплекса. Однако И.Сечин, даже заполучив в управление «Роснефть», не спешил, как говориться, сдаваться правительственной команде. Вскоре при президенте был учреждена комиссия по ТЭКу — «Нефтяной клуб», которую он и возглавил на правах ответственного секретаря. Тут-то и сформировались камни преткновения для двух руководителей ТЭКа. И у каждого из них уже сейчас есть первые победы и поражения.

Одним из основных можно назвать дивиденды государственного «Роснефтегаза». В копилке этого акционерного общества сформировалась «кубышка» на 130 млрд руб. от дивидендов госкомпаний. По мнению правительства, эти средства надо направить на проекты развития. По мнению И.Сечина, их лучше отдать на участие в проектах по приватизации электроэнергетики.

Пока победа в этом вопросе, кажется, на стороне А.Дворковича. 50,2 млрд руб. дивидендов скоро могут оказаться у компании «РусГидро», которая может их отправить в развитие Дальнего Востока. И.Сечин воспринял это решение спокойно.

Следующим спорным вопросом стало укрупнение государственных компаний. В то время как правительство стремится распродать государственные активы в рамках приватизации, чтобы сделать их работу более эффективной, «Роснефть», кажется, на деле такую идею не поддерживает. Недавно она объявила о начале процесса приобретения крупнейшей частной нефтегазовой компании — ТНК-BP. И, возможно, в будущем правительство все-таки приватизирует долю в «Роснефти», однако пока можно говорить только об укрупнении госучастия в российской ТЭКе.

Таким образом, считают эксперты, можно подвести первые итоги борьбы. Как говорит аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг, российский ТЭК, по сути, состоит из двух сегментов: нефтегазового и электроэнергетического. При этом оба они равнозначны как по уровню доходов, так и по масштабам. «И судя по всему, сфера электроэнергетики досталась А.Дворковичу, а нефтегаз остался за И.Сечиным. Сделка с ТНК-BP абсолютно не соответствует идее снижения доли государства в экономике. В данном случае И.Сечин всем продемонстрировал свое влияние и лоббистские способности. В то же время, после отмены его инициатив по «РусГидро» и «Холдингу МРСК», он больше не делал каких-либо заявлений относительно сектора электроэнергетики. При этом были озвучены планы правительства по отмене перекрестного субсидирования в отрасли, приватизации госкомпаний, введению социальных норм потребления и т.д. Тот факт, что данные меры разрабатывались без его участия, позволяет сделать вывод о том, что сектор электроэнергетики отошел под руководство А.Дворковича и министра энергетики Александра Новака. При этом Газпром в этой иерархии будет иметь особенное положение, так как его интересы сосредоточены в обоих сегментах, считает эксперт. Кстати, концерн в октябре уже успел запустить вторую нитку газопровода «Северный поток», объявив ее своеобразным подарком к 60-летию президента страны.

А был ли мальчик?

Однако некоторые эксперты уверены — фактически противостояние двух ветвей власти существует только в воображении, потому что правящий тандем представляет собой одну ветвь – исполнительную. Как говорит ведущий аналитик компании «Альпари» Михаил Крылов, в этой команде нет места для противоречий, но интересы, естественно, расходятся. «Перед нами типичная политическая игра в плохого и хорошего полицейских, которые общими усилиями могут собрать поддержки больше, чем по одиночке», — полагает эксперт, добавляя, что мы имеем умеренную степень разобщения правящего истеблишмента, типичную дихотомию западников и славянофилов, а также хорошо прослеживаемое в США разделение на традиционалистов и либералов.

По мнению эксперта, Д.Медведев может быть недоволен не столько желанием создать единую нефтяную компанию, сколько лично И.Сечиным, который не дал ему в свое время достаточно поддержки. Интересы всей России в том, чтобы создать компанию, которая сама будет способна регулировать качество и цену нефти и продавать черное золото как единый по составу продукт.

При этом аналитик финансовой компании Aforex Нарек Авакян считает, что противостояние И.Сечина и А.Дворковича можно охарактеризовать как противостояние консерваторов и реформаторов в ТЭК. И.Сечин отстаивает принципы монополизма, и поглощение ТНК-ВР – яркое тому подтверждение. В свою очередь А.Дворкович же выступает за более рыночные условия в российском ТЭК.

При этом какого-то явного противостояния между первым и вторым не наблюдается и поэтому, «это противостояние в конечном счете, скорее всего, не приведет к каким-либо кардинальным изменениям в правилах игры в российском нефтегазовом комплексе», полагает эксперт.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/31/10/2012/822645.shtml

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>