Search
Generic filters
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in excerpt

Представляя обновленный рейтинг миллиардеров России и СНГ, эксперты делового журнала РБК особо отметили царящую в среде супербогачей стабильность

 

«Рейтинги»

Рейтинг российских миллионеров 2011Рейтинг российских миллиардеров 2011

 

 

«Десять самых богатых людей СНГ стали чуть беднее»

20 марта 2013 г.

Представляя обновленный рейтинг миллиардеров России и СНГ, эксперты делового журнала РБК особо отметили царящую в среде супербогачей стабильность. По итогам 2012г. в топ-100 появилось всего семь новичков (в 2011г. их было больше двух десятков), а большинство лидеров сохранили как свои позиции, так и свои капиталы.

Общее состояние членов топ-10, составлявшее на конец 2011г. 175 млрд долл., за минувший год сократилось до 169 млрд долл. (-3,43%). В целом состояние сотни богатейших людей России и СНГ выросло с 493 до 504 млрд долл. (+2,23%). Вот он, островок спокойствия посреди бурь финансового кризиса.

Впрочем, кое-кому из лидеров пришлось-таки потесниться. Например, владелец горнодобывающей компании «Мечел» Игорь Зюзин, занимавший в прошлогоднем рейтинге 38-е место, в нынешнем провалился на 61-е. По итогам 2010г. И.Зюзин находился на 17-й строчке рейтинга, а его состояние оценивалось в 9,98 млрд долл., а сейчас — только в 2,18 млрд.

Основной акционер Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктор Рашников упал не так жестко — с 27-го на 34-е место. Однако по итогам 2010г. он занимал 13-е место. В то время его активы стоили 10,74 млрд долл., теперь — 4,27 млрд. У самого бедного из членов нынешней первой десятки состояние вчетверо больше.

Итак, кто же стал лидером по итогам 2012г.

1. Алишер Усманов

Состояние — 20,09 млрд долл.

Весь минувший год Алишер Усманов готовил свои активы к передаче в другие руки. Предприятия А.Усманова и его партнеров в горнодобывающей промышленности, телекоммуникациях, Интернете, финансах, медиа переходят под контроль нового холдинга — USM Holdings. Ресурсы перепаковывают и оптимизируют. В некоторых компаниях бизнесмен увеличил долю, в частности докупил акций «МегаФона» и затем вывел оператора на IPO. От других избавился. Через пять лет планирует свою историю накопительства закончить.

«Честно говоря, я не хочу больше заниматься бизнесом. Необходимо консолидировать активы и отходить от управления этими компаниями», — сказал А.Усманов в интервью Reuters. Кстати, в начале 1990-х он уже заявлял, что хочет бросить все и уехать на Сахалин смотрителем маяка.

2. Владимир Лисин

Состояние — 18,79 млрд долл.

Совладелец НЛМК, кажется, приобрел «тефлоновый» эффект. Что бы ни происходило с его предприятиями, аналитики говорят: «На стоимости активов это не отразится». Участники рынка привыкли В.Лисину верить: все, что он делает, правильно и в текущем году в таком отношении инвесторов и акционеров можно будет убедиться. Бизнесмен планирует вывести на IPO своего железнодорожного оператора UCL Rail, в который входят «Независимая транспортная компания» и «Первая грузовая компания». Если по результатам размещения перевозчика оценят не дешевле 6 млрд долл., значит, «тефлоновый» эффект закрепился намертво.

3. Михаил Фридман

Состояние — 18,78 млрд долл.

В прошлом году Михаил Фридман увеличил свое состояние на пару миллиардов благодаря росту стоимости финансовых и телекоммуникационных активов и впервые за несколько лет вошел в тройку богатейших предпринимателей СНГ. В будущем он может подняться еще выше, ведь начатая в 2012г. сделка с «Роснефтью» по продаже акций ТНК-ВР принесет М.Фридману и его партнерам 28 млрд долл.

4. Михаил Прохоров

Состояние — 18,01 млрд долл.

Как мы и предсказывали в прошлом году, Михаил Прохоров после президентской гонки в бизнес в прежнем качестве не вернулся. Отдохнул, поразмыслил и взялся за партию «Гражданская платформа». К осени 2012г. у нее появились свои депутаты и фракции в Костромской, Ярославской и Калининградской областях. Примкнувшие объясняли, что в обществе есть запрос на перемены и новых людей, а г-н Прохоров как раз этому запросу и отвечает. А еще у него есть несколько миллиардов долларов и третье место, полученное на выборах главы государства. Но миллиарды-то обязывают. Нужно сначала 37,8% акций Polyus Gold кому-нибудь пристроить, проконтролировать, чтобы проект «Ё-мобиль» не провалился, разобраться со слабой динамикой роста банка «Международный финансовый клуб», а потом уже спуститься с горы и победить действующую политическую систему.

5. Геннадий Тимченко

Состояние — 17,41 млрд долл.

Геннадий Тимченко в прошлом году накачивал активами свою группу «Русское море», которая занимается торговлей морепродуктами, и укреплял «Русское время», производящее безалкогольные напитки. А на базе трейдинговой Gunvor Group команда бизнесмена начала создавать вертикально интегрированный холдинг: прикупила два нефтеперерабатывающих завода в Антверпене и Ингольштадте и закопала топор войны с «Роснефтью». В сентябре Gunvor впервые за много лет лишилась контрактов нефтекомпании, и доля трейдера в торговле российским черным золотом упала с 40 до 15%. Но уже в октябре Г.Тимченко обсуждал с Игорем Сечиным перспективы сотрудничества в совместных проектах в области геологоразведки и нефтегазодобычи.

6. Сулейман Керимов

Состояние — 17,33 млрд долл.

Сулейман Керимов опять занялся своим любимым делом — проворачиванием сложных сделок финансирования проектов. В прошлом году основные акционеры «Уралкалия» и наш герой выпустили облигации, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции химкомпании, в пользу китайского государственного инвестфонда Chengdong Investment Corporation и VTB Capital Plc. Если заемщики решат получить акции, у них появятся пакеты в размере 12,5 и 2% соответственно. Сделка, по мнению экспертов, необходима для привлечения средств, чтобы выплатить долги по кредитам, взятым на покупку «Уралкалия» под залог бумаг компании.

7. Владимир Евтушенков

Состояние — 15,54 млрд долл.

У Владимира Евтушенкова в прошлом году было несколько поводов расстроиться. Его АФК «Система» хотела купить 49% акций «Объединенной зерновой компании», но опередила группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. Собралась было приобрести 25% «Первой грузовой компании» — пришлось уступить Владимиру Лисину. Задумала совместно с Petrochemical Holding бизнесмена Якова Голдовского «взорвать» нефтехимический рынок новым проектом — не сошлись во взглядах на стратегию развития. Уследить за всем трудно, но избавляться от каких-то некрупных активов — в медицине, сельском хозяйстве — АФК не торопится.

8. Олег Дерипаска

Состояние -15,5 млрд долл.

Олег Дерипаска помирился с Владимиром Потаниным. Много лет они как основные акционеры ГМК «Норильский никель» ссорились то из-за кандидатуры гендиректора компании, то из-за дивидендной политики, то еще по какой-нибудь причине. Договориться помог Роман Абрамович. Участники спора скинули по 7,3-7,5% своих акций на специализированный счет и потеряют эту долю, если конфликт вспыхнет с новой силой. А голосовать на собраниях акционеров «Норникеля» пакетом с этого счета будет Р.Абрамович. Он, кстати, и себе прикупил миноритарный пакет металлургической компании и передал его на тот же спецсчет. Потому новая война, если и разгорится, будет уже с напалмом.

9. Роман Абрамович

Состояние — 14,2 млрд долл.

Похоже, в бизнесе Роману Абрамовичу уже скучно. Да, его Millhouse Capital в прошлом году пыталась продать китайцам месторождение олова Пыркакай, а Highland Gold Mining — приобрести месторождение золота Кекура. Но такая активность выглядит слабовато на фоне действий соседей г-на Абрамовича по рейтингу. С другой стороны, последний мастер-класс, данный им в Лондоне в ходе судебного процесса по иску Бориса Березовского, пользовался бешеной популярностью. Теперь, наверное, даже дети в Великобритании знают, что такое «откат», «крыша» и как «купить себе свободу».

10. Владимир Потанин

Состояние — 13,50 млрд долл.

Почти все участники первой десятки нашего рейтинга не управляют своими активами напрямую. Они лишь определяют стратегию, а по уши закапываются в мелочах корпоративной жизни другие люди. В число этих других вошел Владимир Потанин. В прошлом году он занял кресло генерального директора «Норильского никеля». Несмотря на то что его структуры давно контролировали ГМК, оперативным управлением компании г-н Потанин никогда не занимался. Теперь придется. Его директорство — одно из условий мирного договора, достигнутого им с О.Дерипаской и прекратившего их многолетнюю войну за «Норникель». Почему всех устроила кандидатура самого же участника боевых действий? Наверное, потому, что за ним прочно закрепилось амплуа приличного человека. И даже врагу понятно: если г-н Потанин берется за что-то отвечать, обмана не будет.

Как считали чужие деньги

Сразу скажем, что личное имущество миллиардеров, то есть яхты, автомобили, горные шале, эксперты журнала РБК при составлении рейтинга не учитывали — оценки относятся лишь к стоимости принадлежащих богатейшим бизнесменам предприятий или долей в них.

Данные о стоимости публичных активов приведены на основе котировок ценных бумаг компаний, обращающихся на фондовых рынках, на 28 декабря 2012г. Чтобы оценить непубличные компании, эксперты использовали открытую информацию об их финансовых результатах, сопоставляли с публичными предприятиями с аналогичными показателями и проверяли полученные цифры, обсуждая их с отраслевыми аналитиками.

Gunvor Group Г.Тимченко раскрывает только значения выручки и чистой прибыли, причем за период начиная с 2011г. Чтобы вычислить стоимость этого актива, мы обратились к модели по мультипликатору P/E. Учитывая показатель чистой прибыли (350 млн долл.) и средний по нефтетрейдингу P/E (13), Gunvor Group можно оценить в 4,5 млрд долл.

Однако к результату, полученному при использовании данного коэффициента, много вопросов. Во-первых, волатильность чистой прибыли гораздо выше, чем, скажем, выручки, и значение первого показателя в большей степени зависит от сиюминутной ситуации. У компании мог выдаться крайне неудачный год или на исследуемый период пришлись большие единовременные расходы.

Чтобы максимально объективно оценить Gunvor, мы взяли второй мультипликатор — P/S. Он тоже один из самых распространенных. И на него меньшее влияние оказывают применявшиеся компанией методы бухгалтерского учета, чем на P/E. На основании расчетов по P/S Gunvor стоит 18,2 млрд долл. При таком огромном расхождении (18,2 млрд по P/S и 4,5 млрд по P/E) надо бы использовать и другие мультипликаторы, например EV/EBITDA. Но компания не раскрывает необходимых для этого данных. Поэтому мы вывели среднее значение по результатам оценок по P/E и P/S. Получилось, что Gunvor может стоить 11,3 млрд долл.

В компании настаивают, что эту сумму следует уменьшить на 25-30% (дисконт за непубличность). Однако опрошенные нами аналитики рекомендовали остановиться на ставке дисконтирования 15%, что уценило Gunvor до 9,6 млрд долл. Представитель бизнесмена не согласился с этими цифрами.

По расчетам специалистов Gunvor, удовлетворительным можно считать уровень в 6,5-7,5 млрд долл. «По нашим оценкам, состояние Г.Тимченко может быть оценено примерно в 14 млрд долл. Расчет включает в себя оценку всех активов в инвестиционном портфеле», — заявили корреспонденту журнала РБК в компании.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/20/03/2013/849995.shtml

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>