Общественный деятель, коллекционер, меценат, президент Stella Art Foundation, осуществившего целый ряд масштабных выставочных проектов в области современной культуры и визуального искусства. Награждена Австрийским почётным крестом «За науку и искусство», является лауреатом Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» в номинации «За поддержку современного искусства России». Приказом Министерства культуры РФ назначена Комиссаром Павильона России на Венецианской биеннале в 2011, 2013 и 2015 годах
«Биография»
Стелла Кесаева родилась 6 апреля 1965 года во Владикавказе (в настоящее время Владикавказ) в Северо-Осетинской АССР
Образование
В 1984-1989 годах училась в Северо-Осетинском Государственном Университете им. К. Хетагурова, окончила экономический факультет
В 2003 году основала Stella Art Foundation и провела первые в России частные выставки выдающихся американских художников Энди Уорхолла, Тома Вессельмана, Жана-Мишеля Баскиа, Алекса Каца, Дэвида Салле.
В 2004 году выступила соорганизатором выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «»Случай в музее» и другие инсталляции» в Государственном Эрмитаже, первой после эмиграции художников из России.
Созданный по инициативе Стеллы Кесаевой Stella Art Foundation ставит целью популяризировать творчество современных российских художников в России и за рубежом). За годы своего существования Stella Art Foundation реализовал более 100 художественных проектов, была собрана крупная коллекция современного искусства.
В 2010 году Стелла Кесаева стала лауреатом Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» в номинации «За поддержку современного искусства России».
В 2009 и 2010 годах Стелла Кесаева организовала три экспозиционных проекта, посвященных современному русскому искусству, в Музее истории искусств в Вене: выставку коллекции Stella Art Foundation «Это смутный объект искусства», выставку-интервенцию в залы искусства северного Возрождения «Игорь Макаревич, Елена Елагина. In Situ», а также выставку-интервенцию в залы древнегреческого и древнеримского искусства «Борис Орлов. Круг героев».
В 2011 году награждена Австрийским почётным крестом «За науку и искусство».
В 2010 году назначена комиссаром Павильона России на Венецианской биеннале в 2011, 2013 и 2015 годах. В 2011 году в Павильоне России был осуществлен проект «Пустые зоны» куратора Бориса Гройса, художника Андрея Монастырского и группы „Коллективные действия“.
В 2013 году в Павильоне России был реализован проект «Даная» художника Вадима Захарова. Его куратором впервые в истории национального Павильона выступил иностранный профессионал в области современного искусства — Удо Киттельман.
В 2015 году, также впервые, художником Павильона России станет женщина. Над проектом работает Ирина Нахова, его куратором выступает Маргарита Тупицына.
«Семья»
Муж — Кесаев Игорь Альбертович — Предприниматель. Владелец и президент Группы компаний «Меркурий» в которую, в частности, входят крупнейший в России табачный дистрибьютор Группа компаний «Мегаполис», розничная сеть «Дикси» и крупный девелопер — «Меркурий Девелопмент». Президент Национального некоммерческого фонда «Монолит»
Стелла Кесаева: «Мне нравятся вещи, о которых надо думать»
Стелла Кесаева была комиссаром павильона России на трех Венецианских биеннале, и все три раза представленные там проекты привлекали внимание публики и профессионального сообщества. Андрей Монастырский, Вадим Захаров и Ирина Нахова благодаря ей получили возможность сделать серьезные и запомнившиеся работы. Только что она получила приз газеты The Art Newspaper Russia «за личный вклад».
Премия The Art Newspaper Russia вручена в пяти номинациях
В Москве объявлены лауреаты ежегодной премии The Art Newspaper Russia: выставки, люди, музеи. Соперниками в конкурсе были музей гениального художника-бродяги Анатолия Зверева и арт-центры современного искусства – в номинации «Музей года». Спасенная реставраторами икона, которая помнит Батыево нашествие, восстановленные древности, пережившие бомбардировку Берлина и знаменитая московская шестеренка, который вернули прежний облик – ДК имени Русакова – это «Реставрация года».
Семен Михайловский: «Я не комиссар, который бренчит ключом от павильона и с маузером отгоняет волков»
Комиссар павильона России на Венецианской биеннале современного искусства Семен Михайловский рассказал, каким будет российский павильон на 15-й Архитектурной биеннале, почему темой проекта была выбрана ВДНХ и какие задачи он ставит перед собой в качестве комиссара.
После истечения срока полномочий основателя и руководителя Stella Art Foundation Стеллы Кесаевой в должности комиссара павильона России на Венецианской биеннале современного искусства этот пост занял ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Семен Михайловский. Таким образом, теперь он займется организацией российских выставок и на арт-биеннале, и на биеннале архитектуры вплоть до 2021 года.
В «золотой сотне» российских бизнесменов осталось не так много «темных лошадок», о которых известно крайне мало. Среди таких непубличных миллиардеров часто называют табачного магната Игоря Кесаева, который, помимо торговли сигаретами, уже давно занимается нефтепереработкой, строительством небоскребов, ритейлом и даже производством пулеметов.
О происхождении Игоря Кесаева, как и об источниках его состояния, ходит много легенд. По одной из версий, он является наследником «цеховых» капиталов советского времени, собранных высшими партийными чиновниками, по другой — ставленником спецслужб. Согласно третьей версии, Кесаев — осетинский грек из Владикавказа, наживший богатство самостоятельно. Действительно, в созданную Игорем Кесаевым ГК «Меркурий» входят крупнейший в России дистрибьютор сигарет «Мегаполис», сеть «Дикси», завод «КиН», Orton Oil, владеющая долей в нефтяной компании Sibir Energy, и множество других активов. Более того, именно Игоря Кесаева называют первым претендентом на девелоперские проекты Шалвы Чигиринского. При этом, в отличие от своей супруги Стеллы Кей, открывшей в Москве галерею Stella Art Gallery, предприниматель остается фигурой абсолютно непубличной. На светские мероприятия Кесаева сопровождает джип охраны с автоматчиками в камуфляже. Бизнесмен отказался встретиться с «Ко», но ответил на некоторые вопросы через вице-президента ГК «Меркурий», Роберта Мэя.
Немного современного искусства в ожидании Гергиева
Стелла Кей, о которой в Москве теперь известно очень немного, открыла в Вене выставку богатой коллекции своего фонда. ХЕРВИГ ХЁЛЛЕР был на вернисаже.
Что-то не то. Или даже — многое не то. Когда 27 октября вечером в венском Художественно-историческом музее открылась выставка коллекции московского фонда «Стелла Арт», именно такое доминирующее ощущение было у критического наблюдателя. И речь тут, скорее всего, не о самой выставке «Этот смутный объект искусства», но о странноватых контекстах — австрийских, российских, экономических и политических.
Последние каламбуры художника-концептуалиста Вагрича Бахчаняна прозвучат в Москве в галерее «Стелла Арт Фаундейшн». Выставка откроется в конце января.
Год назад коллекционер Стелла Кесаева приехала в Нью-Йорк в гости к Вагричу Бахчаняну. По рекомендации консультантов она скупила все, что было в мастерской,— 80 коллажей и графических листов. С точки зрения художественного рынка это было своевременное приобретение: в ноябре Вагрич Бахчанян погиб. По слухам, он покончил с собой после долгой депрессии.
Стелла Кесаева – одна из ключевых фигур русского художественного рынка. Ее фонду современного искусства Stella Art Foundation пять лет. У Стеллы круговорот проектов. В планах – открытие Музея современного искусства. А пока в апреле в Москве – «Мавзолей бунта», выставка молодых художников, слушателей курса Анатолия Осмоловского, в мае – выставка Игоря Макаревича и Елены Елагиной в Kunsthistorisches Museum в Вене, в июне – выставка русского искусства 1975–2005 годов и поэтический десант на Венецианской биеннале, а осенью ее ждут Париж и Лондон.
Стелла, откуда такой общественный темперамент? Почему бы вам не ограничиться созданием просто собственной коллекции искусства?
СК: Нет! Это не для меня! Я не домашняя курица! И даже не бизнесмен. Я начинала как галерист. Но что это за бизнес?! Пять тысяч туда, пять тысяч сюда. Я уважаю наших галеристов, они кормят свои семьи. Но мне другое интересно! Чтобы мысли кипели, чтобы идеи рождались, чтобы диалог шел. Например, член попечительского совета Stella Art Foundation маэстро Гергиев воплотил такой проект: в Опера де Бастий, в Париже, оркестр Мариинского театра исполнял Вагнера, а на сцене вместо декораций была инсталляция Билла Виолы. А потом мой Фонд помог показать эту постановку в Санкт-Петербурге в Мариинском театре. Я счастлива, что мои идеи разделяет куратор Венецианской биеннале этого года Даниэль Бирнбаум. Я показала ему проекты российских художников, а он отобрал из них несколько. Например, работы молодой художницы Анны Желудь. Работы Желудь и классиков отечественного концептуализма Игоря Макаревича и Елены Елагиной Бирнбаум разместит в Арсенале – это знаковая площадка биеннале.
Стелла Кесаева — VIP нулевых годов, времени, когда на отечественную арт-сцену вышли совершенно новые люди. Они не помнили, а скорее всего просто не знали того, что здесь происходило раньше. Казалось, что они вообще появились из других миров. Но по тому, как хватко, со знанием местных обычаев и нравов они взялись за обустройство своих дел, стало ясно, что это не какие-нибудь небожители, а все же здешние люди.
Наверное, они появились вовремя, когда почти все закончилось. То есть когда канул в прошлое бум на современное русское искусство, а наступившее затишье лишь время от времени взбаламучивали одни наши неугомонные перформансисты, когда после «дефолтного» 1998 года галерейное сообщество решило отлежаться в ожидании лучших времен. Как раз это время и застала вернувшаяся в Россию из-за границы Стелла Кесаева.
Стелла Кесаева: «Борис Гройс гарантирует, что все будет хорошо»
Проект российского павильона «Пустые зоны», подготовленный для Венецианской биеннале и презентованный накануне в Москве, пока никаких вопросов вызывать не может, так как до сих пор находится в разработке. На вопросы же, связанные с тем, почему в качестве куратора российского павильона выбран Борис Гройс, а в качестве художника — Андрей Монастырский вместе с группой «Коллективные действия», корреспонденту РБК daily ФЕДОРУ АСТАФЬЕВУ ответила комиссар отечественного павильона СТЕЛЛА КЕСАЕВА.
— В отличие от Ольги Свибловой, которая не ограничивалась одним-двумя и даже тремя художниками в российском павильоне, вы собираетесь представить венецианским зрителям одного — Андрея Монастырского. Почему именно его? Почему одного? Или будет какая-то поддержка со стороны «Коллективных действий»?
— Коллективные выставки были и до Ольги Свибловой. Отечественный павильон за последние годы Венецианской биеннале только два раза представлял индивидуальные экспозиции. Это были выставки Ильи Кабакова в 1993 году и Максима Кантора в 1997-м. И мне кажется, это было правильно. Я считаю, что российский павильон должен показывать лучших художников из России. Один из них, безусловно, Андрей Монастырский, гуру концептуального искусства, его родоначальник. Кроме того, у нас будет выставка не просто Андрея Монастырского, а группы «Коллективные действия». Фото- и видеоархивы этой группы мы также представим в павильоне. Это будет не коллективная выставка и не павильон одного художника. Но павильон, рассказывающий о концептуальном искусстве.
Стелла Кесаева издала каталог своей коллекции современного искусства
Стелла Кесаева, основатель Stella Art Foundation, открыла публике свою коллекцию современного искусства, издав масштабный каталог «77», в который вошли более 600 работ современных западных и российских художников.
«Рано или поздно надо было показать коллекцию. В этот каталог вошли около 600 работ, 77 художников. Поэтому каталог называется «77», — рассказала РИА владелица коллекции Стелла Кесаева.
Среди художников, которые представлены в коллекции Стелы Кесаевой — Энди Уорхол, Дмитрий Гутов, Илья и Эмилия Кабаковы, Виталий Комар и Александр Меламид, Александр Косолапов, Джозеф Кошут, Олег Кулик, Марк Куинн, Ив Кляйн и другие.
«У меня всегда была идея сравнить западное и русское современное искусство; обидно, что русское искусство и стоит дешевле, чем западное, и не раскручено, хотя многие наши художники ничуть не хуже», — пояснила она.
В 2003 году Кесаева сначала одной из первых привезла в Россию работы западных арт-звезд — Уорхола и Баскиа, а через год представила в другом выставочном пространстве русских художников, «чтобы можно было их сравнить».
«Потом, я стала вывозить и показывать русское искусство за границей. В России поп-арта не было, но у нас был соц-арт, что, на мой взгляд не менее важно», — добавила она. В октябре в 2008 году в Музее истории искусства в Вене была показана выставка русских современных художников «Этот смутный объект искусства».
Кабинеты Стелла Кесаева, глава фонда Stella Art Foundation
В продолжении рубрики «Афиши» о кабинетах больших людей — рабочее пространство влиятельнейшего человека в мире российского современного искусства.
Стелла сознательно создавала свой кабинет в спокойном деловом стиле, так как считает себя не богемным, а рациональным человеком: «Я встаю рано и начинаю что-то делать… Богема же просыпается днем и промывает желудок шампанским, а я не из их числа. Наверное, это заметно по стилю моего кабинета. Я скорее Штольц, нежели Обломов».
График пребывания хозяйки кабинета в нем не регламентирован, но некоторые свои встречи с художниками она проводит здесь — в день интервью Стеллу посетил Андрей Филиппов, который проводит в этом году в фонде свою выставку, и Сергей Шутов, чью выставку на Московской биеннале она курирует.
На дальней стене находится портрет Стеллы, который написал художник Алекс Кац в то время, когда она делала его московскую выставку в 2003 году: «Я приезжала к нему в мастерскую, и он согласился написать мой портрет. Мне он очень нравится… Наверное, потому, что, глядя на него, я вижу некий художественный образ, а не себя как на фотографии».