Траст Шуваловых
Трасты первого вице-премьера Игоря Шувалова, «вот уже 12 лет входящего в ближний круг Владимира Путина», и его семьи, заработали миллионы долларов на совместных инвестициях с наиболее влиятельными российскими олигархами
Шувалов Игорь Иванович — Российский государственный деятель, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации с 12 мая 2008 года. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (2004). Ранее являлся помощником президента России Владимира Путина (2003—2008), председателем Российского фонда федерального имущества (1998—2000), заместителем министра государственного имущества Российской Федерации (1998). Являлся председателем совета директоров Совкомфлота до июля 2010 года. Кандидат юридических наук (тема диссертации — «Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе»).
«Семья»
Жена — Шувалова Ольга Викторовна — Домохозяйка и бенефициар компаний Sevenkey и Severin Enterprises
Сын — Шувалов Евгений Игоревич
Трасты первого вице-премьера Игоря Шувалова, «вот уже 12 лет входящего в ближний круг Владимира Путина», и его семьи, заработали миллионы долларов на совместных инвестициях с наиболее влиятельными российскими олигархами, пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на изученные журналистами документы и мнение информированных источников. По данным издания, самую крупную прибыль принесли вложения в акции «Газпрома» и 0,5% акций «Сибнефти». Практически все транзакции имели место до 2008 г., поэтому свидетельств того, что они нарушали российские законы о раскрытии доходов чиновников, нет, подчеркивает WSJ. Шувалов через своего представителя передал, что эти инвестиции полностью прозрачны. «Я неизменно следую правилам и принципам [недопущения] конфликта интересов. Для юриста это святое», — говорится в заявлении Шувалова (цитата по WSJ).
Шувалов, получивший профильное образование, с начала 1990-х сумел создать успешную юридическую практику, обслуживавшую интересы зарождающегося российского олигархата, напоминает WSJ. Он оставался в дружеских отношениях со многими из них и после 1997 г., когда перешел на работу в Госкомимущество. Тогда же, говорят близкие к Шувалову люди, он перевел свои активы в семейный траст, имеющий в структуре группу офшоров, бенефициаром которых была его жена Ольга. Шувалов участвовал в управлении этим трастом, утверждают источники.
После прихода к власти Владимира Путина в 2000 г. Шувалов становится руководителем аппарата правительства, но не утрачивает связей в бизнесе. В середине 2004 г. траст вложил в акции «Газпрома» $17,7 млн через компанию «Нафта-Москва» друга Шувалова Сулеймана Керимова. Сумма подтверждается письмом директора расположенного на Багамских островах офшора Sevenkey Limited. Бывшие коллеги Шувалова утверждают, что он не имел инсайдерской информации о том, что ограничения на иностранные инвестиции в акции «Газпрома», обращающиеся на внутреннем рынке, будут сняты в декабре 2005 г. Однако он делал заявления касательно «Газпрома», которые влияли на курс его акций — в том числе по вопросу повышения регулируемых цен на энергоносители.
Семья Шувалова закрыла холдинг через четыре года после покупки акций «Газпрома», заработав около $80 млн за счет роста котировок после снятия ограничений на иностранные инвестиции, говорят источники WSJ. Financial Times оценивает прибыль выше — на уровне $100 млн. Сулейман Керимов сделал $15 млрд на акциях «Газпрома», купленных в основном на кредиты Сбербанка в объеме свыше $4 млрд, выданные под залог акций «Нафта-Москва». Шувалов не был вовлечен в кредитование, утверждают люди, знакомые с ходом сделки.
В случае с «Сибнефтью» Шувалов получил 0,5% акций компании в виде опциона в 1996 г., за содействие Роману Абрамовичу в скупке госдоли в компании, подтвердил WSJ представитель бизнесмена. В начале 2004 г. Шуваловреализовал опцион, получив почти $50 млн, и через свой траст одолжил их компании миллиардера Алишера Усманова на инвестиции в европейскую металлургическую компанию Corus Group. Вложение оказалось успешным, компания Шуваловаполучила назад $119 млн. Представители Шувалова и Усманова неоднократно говорили, что все было сделано по закону.
«Шувалов становится мишенью разоблачений именно потому, что он один из немногих представителей правящего класса России, относительно честно раскрывших свои реальные доходы в официальных источниках», — замечает WSJ. Так, в 2010 г. он раскрыл доходы семьи в размере $13 млн, что почти в 10 раз превышает средние по правительству. Россияне узнали, что у первого вице-премьера большие дома в Москве, Лондоне и Австрии. «Средства, заработанные мной в частном бизнесе до поступления на государственную службу, позволили мне не зависеть от интересов отдельных групп», — говорится в заявлении Шувалова.
Разделение частных и государственных интересов в России гораздо менее проработано на уровне законодательства и слабо закреплено в бизнес-практиках, сетуют эксперты. «Это одна из главных проблем России, — говорит президент Фонда прикладных политических исследований “Индем” Георгий Сатаров. — Разделение государства и бизнеса фактически отсутствует».
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1572952/trast