Search
Generic filters
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in excerpt

Российский общественный деятель, философ, политолог и переводчик, социолог. Кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук. Профессор, и. о. заведующего (2009—2014) кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лидер Международного Евразийского движения. Автор Четвёртой политический теории, которая по его мнению должна быть следующим шагом в развитии политики после первых трёх: либерализма, социализма и фашизма. Политическая деятельность Дугина направлена на создание евразийской сверхдержавы через интеграцию России с бывшими советскими республиками в новый Евразийский Союз (ЕАС). Почётный профессор Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва и Тегеранского университета. Приглашённый профессор Южного федерального университета. Полиглот.

 

«Биография»

Отец — Гелий Александрович Дугин (1935—1998) — кандидат юридических наук, генерал-лейтенант Главного разведывательного управления Генштаба Вооружённых сил СССР, работал в Российской таможенной академии, мать — Галина Викторовна Дугина (Онуфриенко) (1937—2000) — врач, кандидат медицинских наук. Проживала в Москве. 

Подробнее

В 1979 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), однако был отчислен со второго курса (впоследствии, при защите диссертации, представил в Учёный совет РГУ диплом об окончании заочного отделения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института).

Уже после эмиграции Мамлеева в 1974 году вместе с Гейдаром Джемалем и Евгением Головиным входил в так называемый «Южинский кружок» — круг общения, сформировавшийся в Южинском переулке в Москве в квартире Мамлеева, где проходили его собрания. В 1980 году, в 18 лет, вместе с Гейдаром Джемалем вступил в кружок «Чёрный орден SS», который создал и возглавил (в качестве «рейхсфюрера») мистик, один из первых русских «новых правых» Евгений Головин; учеником Головина он себя считает.

Вместе с Гейдаром Джемалем Дугин вступил в 1988 году в Национально-патриотический фронт «Память» Дмитрия Васильева, но затем был лишён членства в этой организации по официальной формулировке за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».

В период с 1990 по 1992 год работал с рассекреченными архивами КГБ, на основе материалов которых подготовил ряд газетных, журнальных статей, книг и телепередачу «Тайны века», транслировавшуюся на Первом канале.

С 1988 по 1991 год — главный редактор издательского центра «ЭОН».

С 1990 года — главный редактор альманаха «Милый ангел».

С 1991 года — главный редактор журнала «Элементы», председатель Историко-религиозной ассоциации «Арктогея».

С 1993 по 1995 год — колумнист газеты «Новый взгляд».

С 1993 по апрель 1998 года — идеолог и один из лидеров НБП. По словам Эдуарда Лимонова, вышел из НБП из-за того, что обвинил четырёх национал-большевиков в краже у него 248 рублей По оценке же самого Дугина, разрыв произошёл из-за идеологических разногласий, в частности из-за отсутствия у Лимонова чётко выраженной политической позиции.

В 1994 году — французский журнал «Актюэль» (М43/44/45, лето 1994) называет А. Дугина «наиболее влиятельным мыслителем посткоммунистической эпохи».

С 1996 по 1997 год — автор и ведущий радиопрограммы «Finis mundi» (Радио 101-FM).

С 1997 по 1999 год — автор и ведущий программы «Геополитическое обозрение» (радио «Свободная Россия»).

С 1998 по 2003 год — советник Председателя Государственной Думы РФ.

В 1999 году — окончание заочного отделения НГМА (бывш. НИМИ).

В 2000 году — читает курс «Философия политики» в Международном независимом эколого-политологическом университете.

С 2000 года — председатель Политического совета (лидер) Общероссийского общественно-политического движения «Евразия». Преподавание курса «Философия политики» в Международном эколого-политологическом университете. Почетный член «Экономико-философского собрания» при Центре общественных связей МГУ.

С 2002 по ноябрь 2003 года — председатель политического совета партии «Евразия». В ноябре 2003 года был исключён из партии в результате конфликта с председателем исполкома партии Петром Евгеньевичем Сусловым.

С 2003 по 2004 год — колумнист журнала «Сельская молодёжь»[28]. В «Литературной газете» А.Дугин ведёт авторскую рубрику «Ацефал».

С ноября 2003 года — лидер Международного евразийского движения. Присвоение звания почетного профессора Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва

В сентябре 2004 года — посещение Франции для участия в международной конференции «Евразийство и неоевразийство, две идеологии русской Империи в ХХ в» под председательством директора Центра Евразийских исследований университета г. Рен профессора Мишеля Грабара.

В декабре 2004 года — прибытие в Турцию для участия в «Евразийском симпозиуме», проходившем в Университете Гази. Выступления в «Американском университете Гирне» Северного Кипра и Стамбульском университете

В 2005 году — выступление с лекцией в США по приглашению Института Хопкинса. Встреча с Збигневом Бзежинским в Вашингтоне.

В августе 2005 года — официальный визит в Иран. Выступление в Тегеранском институте стратегических исследований

С 2005 по 2006 года — колумнист журнала Rolling Stone. Ведущий геополитической программы «Вехи» на телеканале «Спас».

С 2007 года — член совета Всемирного русского народного собора.

С 2007 по 2008 год — ведущий радиопередачи «Русская вещь»на радио РСН.

В марте 2008 года — встреча в Белграде с премьер-министром Сербии Воиславом Коштуница

С сентября 2008 года — профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, директор Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ.

С сентября 2009 года по июнь 2014 года — и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

В июне 2013 — визит в Молдавию. Выступление в Народном университете г. Кишинёва.

В 2015 году — внеcён в санкционный список США и Канады.

С 2016 по 2017 годы — главный редактор телеканала «Царьград ТВ»

Семья

Был женат на Евгении Дебрянской, писательнице и активистке ЛГБТ-движения. В настоящий момент женат на Наталии Мелентьевой — философе, кандидате философских наук, публицисте, директоре издательства «Арктогея», преподавателе философии в МГУ.

Сын (от первого брака): Артур (в крещении Димитрий) Александрович Дугин, 1985 года рождения, москвич, окончил Московский государственный лингвистический университет, рок-музыкант.

Дочь: Дарья Александровна Дугина, 1992 года рождения, студентка философского факультета МГУ, музыкант.

Идейные взгляды

Формирование взглядов

Советский период

В 1980-е годы Александр Дугин придерживался радикально антисоветских и антикоммунистических взглядов. По словам самого Дугина, он водил своего маленького сына «плевать на памятники Ильичу», о чём впоследствии сожалел. В этот период Дугин увлекался философией Фридриха Ницше, трудами Мирчи Элиаде, идеями европейских «новых правых», теоретиков «консервативной революции» межвоенного периода, теоретиками геополитики (Карл Хаусхофер, Фридрих Ратцель, Карл Шмитт), а также такими авторами, как Рене Генон, Юлиус Эвола, Герман Вирт и другими.

С 1990 года

Перестройка и разрушение Советского Союза изменили отношение Дугина к советскому строю и коммунизму. Он трактует поражение СССР в «холодной войне» с точки зрения геополитики — как победу «цивилизации моря» над «цивилизацией суши». Дугин обращается к марксизму, национал-большевизму (Николай Устрялов, Эрнст Никиш), метафизике коммунизма (Николай Клюев, Андрей Платонов), евразийству (Николай Трубецкой, Пётр Савицкий, Николай Алексеев, Лев Гумилёв), новым левым (Ги Дебор, Жан Бодрийяр). В октябре 1993 года Александр Дугин принял участие в обороне Верховного Совета России, а поражение парламента воспринял как личную трагедию. Вскоре после этого вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым Дугин создал Национал-большевистскую партию (НБП), находившуюся в непримиримой оппозиции к тогдашнему президенту Борису Ельцину и отличавшуюся в тот период радикальным антилиберализмом и антиамериканизмом.

В начале 1995 года А.Дугин знакомится с Сергеем Курёхиным, позже тот вступает в НБП (парт­билет № 418). В марте 1995 года Курёхин, Лимонов, Дугин и Тимур Новиков дали пресс-конференцию в рок-клубе в Санкт-Петербурге, где Курёхин заявил, что единственной актуальной формой искусства сейчас стала политика, и именно ею он теперь будет заниматься.

«Когда я изложил Курехину идеи политики, проистекающие из метафизики, из традиции, в которых либерализму и западничеству не было места, он с огромным удовольствием это принял.
А.Дугин, из книги Александра Кушнира «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока», 2013»

Он организовал работу городского штаба НБП, сам снял для него подвал, много публиковался. По предложению Курёхина Дугин выдвинулся по одномандатному округу на выборах в Государственную думу, прошедших в декабре того же года. В поддержку Дугина Курёхин 23 сентября устроил последний, как это потом стало ясно, концерт «Поп-механики», который получил название «Поп-механика № 418» — число 418 было взято из эзотерического учения Алистера Кроули. В концерте участвовали и сами Лимонов и Дугин, на французском и русском читавший отрывки из Кроули. Избирательная кампания тем не менее окончилась провалом, Дугин в своём округе занял шестнадцатое место из семнадцати кандидатов. После смерти Курёхина в 1996 году, Дугин посвящает ему эссе «418 масок субъекта» в Независимой газете и эссе «Город Курёхин» в газете Лимонка. Позже музыка Курёхина нередко используется в радиопередаче «Русская Вещь».

В течение последующих нескольких лет Дугин, являясь идеологом НБП, опубликовал ряд радикальных политических и метафизических текстов, стиль которых отличает поэтичность и метафоричность. Интерес к русскому православию и старообрядчеству привел Александра Дугина к убеждению в правоте единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской православной церкви. В этот период Дугин стал прихожанином одного из единоверческих приходов Русской православной церкви. Весной 1998 года произошёл разрыв Александра Дугина с Лимоновым и НБП. В 1998 году Дугин стал советником Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнёва, а в 1999 году возглавил Центр геополитических экспертиз Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. В тот же период Александр Дугин начал читать лекции по геополитике в Генштабе России. С приходом к власти Владимира Путина начался новый период в политической деятельности Александра Дугина — из радикальной оппозиции он перешёл на позиции лояльного отношения к действующей власти.

С 2000 года

С начала 2000-х годов Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма, предлагая их в качестве идеологической платформы российской власти, которую он упрекает в отсутствии какой-либо идеологии.

С середины 2000-х в деятельности ЕСМ и Дугина принимают участие самые разные музыканты. На Втором Съезде евразийского Союза Молодёжи 26 апреля 2006 года выступают как фолк-музыканты,- узбекский ансамбль народных инструментов (под руководством Рахмани), ансамбль арабских танцев «Садам»;, Намгар Лхасаранова, Чейнеш Байтушкина, еврейский фольклорный ансамбль «АВИВ», Шончалай Шалгынова-Ховэней, так и Рада и Терновник, Граф Хортица, Кооператив Ништяк, Север и Николай Коперник. Проходит музыкальный фестиваль «Русская Вещь». В передачу «Мобилизация» на телеканале О2ТВ приглашаются Псой Короленко, Кооператив Ништяк и Николай Коперник. Один из выпусков радиопередачи «Русская Вещь» целиком посвящается Егору Летову. На презентации книги «Поп-культура и знаки времени» выступают группы Зазеркалье и Церковь Детства. Рецензии на книгу пишут Валерий Посиделов и Илья Кормильцев. На сайте онлайн-телевидения Russia.ru публикуется видео «Город Курёхина».

По мере стабилизации политической ситуации в стране Дугин всё больше обращается к научной сфере. Весной 2006 года он читал на Философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова курс лекций «Постфилософия», который в 2009 году издан отдельной книгой. В нём Дугин подвергает разбору основные философские понятия, рассматривая их в рамках трёх исторических парадигм — Премодерн-Модерн-Постмодерн. В 2007 году Дугин читал цикл лекций о философии Мартина Хайдеггера, итогом которого становится применение Дугиным методологии Хайдеггера к истории России, обобщённое в лекции о «русском хайдеггерианстве».

В декабре 2007 года Дугин читал лекцию о «четвёртой политической теории», которую он противопоставляет трём идеологиям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму. В ноябре 2008 года на социологическом факультете МГУ Дугин организовал международную конференцию с участием французского философа, одного из лидеров движения «новых правых» Алена де Бенуа, посвящённую «четвёртой политической теории», а в декабре того же года на соцфаке МГУ прошёл молодёжный интеллектуальный конгресс на ту же тему.

В феврале 2008 года Дугин опубликовал работу «Археомодерн», в которой высказал мысль о том, что парадигма Модерна, зародившаяся в Западной Европе, не смогла прочно закрепиться на российской почве даже в среде властной, экономической и культурной элиты, в то время как подавляющее большинство российского общества находится в архаичной парадигме Премодерна. Ситуацию такого конфликта Дугин назвал «Археомодерном»:

«Мы должны сказать, что то, что мы сейчас имеем — это нехорошо, это очень и очень плохо, и более того, дальнейшее поддержание status quo чудовищно, поскольку лишь блокирует настоящее выздоровление. Когда мы вопреки очевидности говорим, что «этот человек здоров», а он болен, мы лишаем его последнего шанса на реальное излечение.»

С сентября 2008 года Дугин становится профессором МГУ им. М. В. Ломоносова и возглавляет Центр консервативных исследований — общероссийскую социологическую организацию, ставящую своей целью развитие и становление консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры. С февраля 2009 года Дугин читает на соцфаке МГУ курсы лекций по «структурной социологии», этносоциологии, социологии геополитики, Социологии международных отношений. В течение 2000-х годов Дугин регулярно выступает в прессе. Статьи в Rolling Stone и других журналах.

В связи с украинскими событиями 2014 года в мае 2015 года Александр Дугин был включён в санкционный список США. Сам Дугин считает что попал под санкции США из-за повышенного интереса в мире к Четвёртой политической теории. В июне того же года канадские власти ввели ограничительные меры в отношении лидеров Евразийского союза молодежи — Александра Дугина, Павла Канищева и Андрея Коваленко

С 2016 по 2017 годы являлся главным редактором телеканала Царьград ТВ

Основные идейные позиции

В 1990-х был идеологом национал-большевизма, с начала 2000-х годов Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма. Идеолог «Четвёртой политической теории», которую он противопоставляет трём идеологиям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму.

Является сторонником византийского идеала симфонии властей — альянса духовной и светской власти.

Политический строй

Своё отношение к демократии Дугин обозначил в своей статье, опубликованной в журнале «Однако» в конце 2011 года.

Следует напомнить, демократия не само собой разумеющийся концепт. Демократия может быть как принята, так и отвергнута, как установлена, так и снесена. Существовали прекрасные общества без демократии и омерзительные — с демократией. Но бывало и наоборот. Демократия — человеческий проект, конструкт, план, а не судьба. Она может быть отвергнута или принята. Значит, она нуждается в обосновании, в апологии. Если не будет апологии демократии, она утратит смысл. Недемократическая форма правления не должна заведомо браться как худшая. Формула «меньшее из зол» — пропагандистская уловка. Демократия не меньшее из зол… Может быть, она вообще не зло, а может быть, и зло. Все требует переосмысления.

Неоевразийство

Дугин является основоположником неоевразийства. В работе «Евразийский Путь как национальная идея» он пишет:

Разные исторические и философские школы спорят о том, кто является, в последнем счёте, субъектом истории. Этот вопрос остаётся открытым. Но когда мы говорим о стране, об исторической общности, о культуре, о форме специфической цивилизации, мы подразумеваем, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является «народ». Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остаётся постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течение долгих веков и на обширных пространствах, и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание.

Союзники и оппоненты

По мнению Дугина, российская политическая элита неоднородна и пронизана шпионскими сетями западных стран, которые саботируют позитивные начинания высшего руководства. Главными своими оппонентами Дугин считает либералов-западников и радикальных националистов, пропагандирующих ксенофобию, обвиняя тех и других в подыгрывании интересам конкурентов России.

Отношение к руководству РФ

Помимо пропаганды идей евразийства, консерватизма и геополитического метода в своих выступлениях Дугин активно поддерживает В. В. Путина, призывает к деятельной внешней политике России и отстаиванию национальных интересов страны, резко критикует экономическую политику правительства, а также крупный бизнес.

В 2007 попал в рейтинг «самых выдающихся подхалимских изречений в адрес Владимира Путина» журнала «Коммерсантъ-Власть», заявив:

— Противников путинского курса больше нет, а если и есть, то это психически больные и их нужно отправить на диспансеризацию. Путин — везде, Путин — всё, Путин абсолютен, Путин незаменим.
— Александр Дугин, 2007 г.

Страны бывшего СССР

Южная Осетия

Во время «пятидневной войны» в Южной Осетии в августе 2008 года Дугин выступил с поддержкой российского руководства и вооружённых сил, призвав занять Тбилиси и установить в Грузии пророссийский режим. По мнению Дугина, отказ от такого решения стал ошибкой российской власти, следствием которой может стать повторение войны между Россией и Грузией, правительство которой является марионеткой США

Украина

5 июня 2007 года Александра Дугина, направляющегося на международный фестиваль «Великое русское слово», организованный Русской общиной Крыма, депортировали с Украины по идеологическим причинам (индекс «Д»). В ответ российской стороной из Санкт-Петербурга был депортирован советник президента Украины Николай Жулинский.

В начале февраля 2014 года, анализируя развитие событий на Украине, Дугин пришёл к выводу, что положение дел чревато установлением в этой стране при поддержке США «неонацистского режима, прикрытого холёным Яценюком», который будет направлен против геостратегиче­ских интересов России. Установление неонацистской диктатуры, по мнению Дугина, неизбежно приведёт к национально-освободительной борьбе в Крыму и на Востоке Украины, причём Киев в борьбе с «мятежными» регионами не остановится перед геноцидом живущего в них русского населения; Россия вынуждена будет вмешаться в конфликт, однако её вмешательство может вылиться в противостояние с Америкой.

6 мая 2014 года в интервью сетевому информационному агентству ANNA-News Дугин, комментируя события в Одессе 2 мая 2014 призвал «убивать, убивать, убивать» «творивших беззаконие второго мая»:

«Ведь над кем издевался Саня Билый, покойный? Над такими же украинцами как он, на самом деле это совершенно не какие-то инородцы. И что он начал творить? Его остановили. Но сейчас пришли ещё более страшные люди, — мы не видели зверств Сани Билого, он просто за галстук потаскал какого-то, очень безобразная была сцена. Но то что мы видим 2-го мая, это уже выходит за все пределы. И я думаю убивать, убивать и убивать. Больше разговоров никаких не должно быть. Как профессор я так считаю.»

Позже видео было удалено с сайта. Ряд СМИ начал распространять информацию о том что настоящими словами Александра Дугина были: «Украинцев нужно убивать, убивать и убивать, это я вам как профессор говорю». После этого начался сбор подписей с требованием к ректору МГУ уволить философа из университета. В конце июня 2014 года появились сообщения о том, что Дугин, работавший в университете на внебюджетной ставке профессора, уволен из МГУ по решению ректора В. Садовничего по формальным основаниям. В пресс-службе учебного заведения пояснили, что его срочный трудовой договор действует до 1 сентября 2014 года, и в это время Дугин исполняет обязанности заведующего кафедрой социологии международных отношений. Варианты развития событий после 1 сентября пока не обсуждались. Сам Дугин объяснил решение ректората происками «киевских нацистов», российских либералов и противников патриотизма из окружения президента, а также невмешательством «лунарного» Владимира Путина.

В августе 2015 года к ввозу на территорию Украины были запрещены книги А.Дугина «Украина. Моя война. Геополитический дневник» (2015) и «Евразийский реванш России» (2014).

11 января 2016 года, на сайте «Антимайдан-Россия» был опубликован материал под названием «Севастополь стал неблагодарным»[, авторство которого было приписано Александру Дугину. В материале критиковалась ментальность жителей Севастополя, которых «пора вернуть на правильные рельсы». Текст вызвал общественный резонанс, начал цитироваться в социальных сетях и СМИ. 12 января на сайте информационного агентства Новороссия Александр Дугин прокомментировал оказавшуюся фейком статью:

«― Даже не буду комментировать этот бред, ― улыбаясь, сообщил корреспонденту Дугин, ― на этом все, за подробностями к тому, кто это написал ― я про все это первый раз от Вас слышу.»

Религиозные взгляды

Сторонник старообрядчества в форме единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской православной церкви. Является прихожанином одного из единоверческих приходов Русской православной церкви.

Является активным сторонником экклезиологических идей византизма, включающих в себя:

византийский идеал симфонии властей — альянса духовной и светской власти

религиозно-историософские и политические идеи о Москве как Третьем Риме;

представление о Тысячелетнем царстве как времени существования Византийской империи;

представление о России как о катехоне (удерживающей силе, препятствующей приходу Антихриста), пришедшему на смену Византии.

Влияние

По результатам опроса, проведённого в 2009 году сайтом Openspace, в котором было отдано более 40 тысяч голосов, Дугин занял 36-е место среди самых влиятельных интеллектуалов России.

С 1998 года был советником Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнёва, а с 1999 года — председателем секции Центр геополитических экспертиз Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. С марта 2012 года — член Экспертно-консультативного совета при председателе Госдумы России С. Е. Нарышкине.

Сергей Доренко в своем романе писал о наличии тесных связей Дугина с «силовиками» в политической элите России и особенно с Игорем Сечиным, тогда как сам Дугин относит Сечина и всех трёх Ивановых (наряду с Козаком) к тем, кто «готов принять евразийскую политическую модель».

Политические взгляды

Антон Шеховцов (бывший член ЕСМ) и Андреас Умланд считают, что взгляды Дугина близки к фашизму. В начале 1990-х годов Вальтер Лакер утверждал, что воззрения Дугина характеризуются иррационализмом, антисемитизмом, нетерпимостью к социализму и конспирологическим взглядом на историю, выходя за рамки традиционного русского национализма и сближаясь с европейским ультраконсерватизмом[82]. Впоследствии Лакер писал, что Дугин пытался на протяжении многих лет представлять синтетически новую идеологию, смесь некоторых наиболее постыдных западных элементов (итальянский неофашизм в стиле Юлиуса Эволы, «Новые правые» Алена де Бенуа во Франции и неонацистская геополитика), а позже понял необходимость некоторых конкретных русских элементов и принял обновлённый вариант евразийства Американский политолог Стивен Шенфилд в работе «Русский фашизм» утверждал, что «ключевой для политических воззрений Дугина является классическая концепция „консервативной революции“, направленной на ниспровержение пост-просвещенческого мироустройства и установление нового порядка, в котором должны быть возрождены героические ценности почти забытой „Традиции“. Именно приверженность данной концепции позволяет четко идентифицировать Дугина как фашиста». По мнению Умланда, формулировки ряда текстов Дугина, особенно ранних, близки идеям НСДАП, вплоть до прямого заимствования терминологии и стилистики нацистов. Так, в книге «Гиперборейская теория» Дугин писал: «Этой книгой мы кладём начало ариософии в русско-язычном контексте»; по словам Дугина,

«…арий, в сущности, определяется не столько биологией, сколько той метафизической миссией, отражением которой во плоти является сама его биология. Арийская раса Субъекта — это раса нордических воинов-священников.»

По словам Умланда, Дугин утверждал, что находит «интересным» ранний нацизм, и в 2006 году выставлял в качестве примера для подражания лидеров левого крыла нацистской партии Отто и Грегора Штрассеров.

Сам Дугин на вопрос о его интересе к фашизму отвечал:

«Я исследовал разные идеологии. Несмотря на то, что я дико не люблю либерализм, у меня есть очень корректные исследования любых идеологий: я описываю и Поппера, и Хайека.
А. Дугин, программа «Пиджаки» на радио Говорит Москва, 16.03.2015»

В 2015 году Гленн Бек в авторской телепередаче на Blaze TV (англ.)русск. высказал мнение, что идеи Дугина «по-настоящему страшные, потому что они теперь в игре — не только для народов России, но и для всей цивилизации», и поэтому «мир находится в реальной опасности». В свою очередь, Дугин отметил: «В начале года американский политический комментатор Глен Бек, сравнимый по известности с Дмитрием Киселёвым в России, назвал меня „самым опасным человеком в мире“. Это, конечно, смешно, но хорошо показывает степень истерики вокруг моей персоны на Западе» 

 

«Темы»

Борьба кремлевских мальчиков: Кто и как делит Путина,

 

 

«Новости»

 

Два мира, два человечества, — Александр Дугин

 
Именно эти две стихии — Земля и Вода — лежат в основе качественного представления человека о земном пространстве. В переживании суши и моря, земли и воды человек входит в контакт с фундаментальными аспектами своего существования. Суша — это стабильность, плотность, фиксированность, пространство как таковое. Вода — это подвижность, мягкость, динамика, время
 

Александр Дугин: Победа феминизма неизбежна

 
Сегодня, когда мы слышим слово «феминизм», мы представляем себе не самые эстетически приятные картины. «Женский марш» с озлобленными девами и старушками в розовых шапках, грозные мужеподобные активистки, борцы за некое равноправие.
 
Это — очень плохой симптом. Однако за нелепыми акциями и твитами мы не замечаем фундаментальные тектонические сдвиги и грядущую катастрофу человечества как такового. Нынешний абсурдистский феминизм – это только начало.
 
О философских аспектах феминизма, поднимающейся из бездны Кибеле и незавидной судьбе мужчин в матриархальном обществе Геополитика.ру побеседовала с философом Александром Дугиным.
 

Путинская Россия надеется на национализацию времени

 
Александр Дугин даже организовывает собственный катехонский видеоканал и с помощью медиазаклинаний на русском, английском и французском языках пытается держать в страхе внутренних (либерастов) и внешних (Гейропа) врагов России.

 

Путин дал указание аннексировать Крым в ночь на 23 февраля – Пономарев

 

Также существовала группа, которая объединялась вокруг оппозиционной газеты «Завтра», – Сергей Глазьев, Александр Дугин, Игорь Гиркин (Стрелков), ряд предпринимателей, Константин Малафеев и другие, – которая «активно и многократно предлагала каким-то образом вернуть Крым».
 

Незалежная библиотека

 
Да и следом за Прилепиным — известные писательские и журналистские имена: Эдуард Лимонов, Александр Проханов, Семён Пегов, Дмитрий (Гоблин) Пучков, Юрий Мухин, Николай Стариков, Александр Дугин, Сергей Доренко и даже Наталья Поклонская. Ну и многие другие, конечно. 
 

Задолго до Майдана: стало известно, как зарождалась «ДНР»

 
Наиболее тесные связи были с организацией «Международное Евразийское движение» (ЕСМ, его молодёжное крыло, будет создано позже), созданной в 2003 и возглавляемой главным идеологом «имперской России» и «Русского мира» Александром Дугиным. Слеты на озере Селигер ЕСМ проводил ежегодно, и активисты «Донецкой республики» были постоянными участниками
 

Что нельзя читать: в новом списке — 137  книг

 
В перечне — литература и публицистика, опубликованная в Российской Федерации, Крыму и на территории ОРДЛО. Среди авторов —  Наталья Поклонская, Эдуард Лимонов, Александр Дугин, Александр Проханов, Сергей Стариков, а также протоиерей Андрей Ткачев, Петр Толочко, Михаил Погребинский и др.   
 

«Журналист для Путина – как шпион»

 
– Похоже, что так оно и есть. Собственно, он сам говорил об этом. Он уверен, что государство должно контролировать СМИ, что это «в интересах государства». С самого начала его правления его советники, так называемые «политтехнологи» стали говорить, что не существует такого понятия, как «объективный факт», такого понятия, как «правда». А существуют интересы различных групп. К примеру, Александр Дугин (советник Путина, идеолог неоевразийства – РС) сказал, что существует «русская правда». Это нелепо. Существуют российские интересы, существует точка зрения России по поводу того или иного события. Но «русской правды» не существует. Однако у тех, кто продвигает идею «относительности правды», очень много сторонников. И это оказывает огромное влияние на Россию, где стандарты морали у государства всегда были очень относительны. Ленин тоже говорил: «Хорошо то, что хорошо для рабочего класса». Это автоматически означало, что кулаки – враги. Путинский режим, оглядываясь в прошлое, делает похожие вещи. Путин все время говорит о чужаках, иностранных агентах, интересы которых отличаются от российских. Впрочем, эта идея «относительности правды» широко распространена не только в России. Она сейчас сильна во всем мире.
 

СОЦСЕТИ МОГУТ СТАТЬ ИНСТРУМЕНТАМИ НОВОГО АПАРТЕИДА

 
О том, как объяснить это явление с социологической точки зрения, в интервью Геополитике.ру рассказал философ Александр Дугин.
 

Кому выгодно продолжение войны между Украиной и Россией?

 
В третьем ряду сидят «военные спекулянты»: предприимчивые миллионеры — такие, как Константин Малофеев, ставший представителем путинского «патриотического класса», а также антизападные интеллектуалы — такие, как Александр Дугин и уроженец Москвы Александр Бородай, ставший первым самопровозглашенным премьер-министром Донецкой республики. Позже Бородая сменил Александр Захарченко — местный житель, которому удалось придать убедительности заявлениям Москвы о том, что восстание против новых украинских властей началось снизу. Он командовал отрядом ополченцев, и считалось, что он получал денежные средства и приказы от Бородая, который называет себя «профессиональным консультантом».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

2 + 9 =