Андреенко-Нечитайло Михаил Федорович
Живописец, сценограф, писатель.
«Биография»
Родился 17/29 декабря 1894г. в г. Одессе в семье губернского секретаря, дворянина.
Рос в творческой атмосфере.
Состоял в родстве со скульптором Б. В. Эдуардсом и художником А. Максимовичем.
В 1910-1912 показывал пейзажи на выставках Херсонского общества любителей изящных искусств.
В 1912, по окончании гимназии, поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Рисовальную школу ОПХ, учился у А. А. Рылова, Н. К. Рериха и И. Я. Билибина.
В 1914 с группой учащихся школы участвовал в Международной выставке книги и графики в Лейпциге, в начале войны — в выставке в пользу Лазарета деятелей искусств в Петербурге.
В 1916г. показал первые кубистические полотна на выставках в Художественном бюро Н. Е. Добычиной.
Работал декоратором в театре Литературно-художественного общества.
В 1917 окончил университет.
В начале 1918г. вернулся в Херсон, затем переехал в Одессу и около года (с осени 1918 по весну 1919) в сотрудничестве с режиссером К. Миклашевским оформлял спектакли Камерного театра: «Два менехма» Плавта, «Электра» Г. Гофмансталя, «Действо о Теофиле» Рютбефа, «Четыре сердцееда» К. Миклашевского.
В январе 1920г. нелегально перешел границу с Румынией и несколько месяцев провел в Бухаресте, исполнил эскизы декораций для балета «Миллионы Арлекина» Р. Дриго (балетм. Б. Г. Романов) в Королевской опере.
В 1921-1923 жил в Праге.
Работал главным декоратором Русского камерного театра, оформил около десяти спектаклей: «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Смерть Павла I» Д. С. Мережковского, «Гроза» и «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу, «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому и др. Сотрудничал с другими театрами, в частности, исполнил декорации к первой постановке оперы П. Хиндемита «Нуш-Нуши» в пражской Немецкой опере (1922).
В декабре 1923г. переехал в Париж.
Оформлял спектакли труппы Ф. Ф. Комиссаржевского, театра «Одеон» («Преступление и наказание», 1924), театра «Пигаль и др..
Исполнил декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского по эскизам Н. С. Гончаровой для Русского балета С. П. Дягилева.
Работал в кино, участвовал в качестве декоратора и художника по костюмам в создании фильмов «Казанова» (1926) и «Шехеразада» (1927) А. Волкова, «Деньги» М. Л`Эрбье (1927). Участвовал в выставке 33 русских художников в кафе «La Rotonde» (1925), в Международной театральной выставке в Нью-Йорке (1926) и во Всеукраинской выставке к 10-летию Октября (Харьков-Киев-Одесса, 1927).
В 1930-е создавал сюрреалистические картины, изображавшие музыкальные инструменты, морские раковины, пни и ветви деревьев в сочетании с фрагментами архитектуры.
Участвовал в групповой выставке:
— в галерее V. Girchman (апрель 1931),
— салонах Осеннем, Независимых и Сверхнезависимых (1938),
— в послевоенных выставках русских художников, организованных Союзом советских патриотов (май 1945, «В честь Победы», 1946, июнь 1947) и Комитетом «Франция-СССР» (1945),
В 1940-1950-е писал пейзажи квартала Вожирар (ныне перестроенного), его переулки, кафе, витрины, уличные сценки (цикл «Париж, который исчез»).
В 1958 вернулся к конструктивистским построениям в живописи, применял в картинах «нехудожественные» материалы — песок, глину, проволоку.
Продолжал писать пейзажи (Испания, Венеция, Гент, Брюгге).
В 1960-1970-е прошли персональные выставки в парижских галереях F. Houston-Brown (1964), J. Shalom (1972) и «22» (1974), а также во Флоренции (1964), Риме (Il Bilico, 1965), Западном Берлине (Werner Kunze, совм. с А. А. Экстер, 1974), Женеве (1974) и Амстердаме (1976).
Участвовал в групповых выставках:
— «Первое поколение абстрактного искусства» в Сент-Этьенне (1958),
— «Русские художники Парижской школы» в Париже (Дом французской мысли, 1961),
— «Авангард 1910-1930» в Берлине (1967),
— «The Non-Objective World» в Лондоне, Париже и Милане (1971),
— «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974),
— «Снова русские» в Париже (Fran?oise Tourniё, 1975),
— «Сценография и русский авангард» в Вашингтоне (1976-1978) и др.
Писал критические статьи по искусству, эстетические наблюдения и рассказы. Печатался в эмигрантских изданиях (журналы «Возрождение», «Новый журнал», мюнхенский украинский журнал «Сучаснiк» и др.).
В анкете для Музея современного искусства назвал себя «апатридом украинского происхождения».
Долгие годы дружил с С. И. Шаршуном.
Умер 12 ноября 1982г. в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Представлен в Музее современного искусства г. Парижа, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Национальной библиотеке в Вене