Непомуцено Оливер (Oliver Nepomuceno)
(c
) Банкроты-профи Хотины и Теслины переквалифицировались в рейдеров
Друзья министра Ткачева напрашиваются в друзья банкира Горькова
В недрах «Внешшэкономбанка» [глава Сергей Горьков — Руспрес] зреет большой скандал. Под прикрытием «дочки» банка «ВЭБ Капитал» краснодарские региональные олигархи Константин и Роман Теслины собираются прибрать к рукам ярославское СХП «Вощажниково», построенное на кредиты ВЭБ. Учитывая практику ведения бизнеса Теслиными, банкротство уникального аграрного предприятия неминуемо, а ВЭБу придется распрощаться с 7 млрд рублей.
«Краснодарские друзья» министра Ткачева
Семья предпринимателей Теслиных — это папа Константин Теслин и два сына, Роман и Вадим — считаются на Кубани королями «карьерного» бизнеса. Сегодня они контролируют едва ли не половину поставок песка и гравия для строек на черноморском побережье России. Правда, разработка карьеров — отрасль ещё с 90-х гг довольно сильно криминализированная и потому слабо поддаётся учету и уж тем более контролю. Чтобы в ней закрепиться, надо обладать особой хваткой. Сделавшие на добыче песка состояние бизнесмены предпочитают оставаться в тени. История Теслиных в бизнесе очень характерна для Кубани — кумовство и круговая порука с местными чиновниками. Они называют себя «краснодарскими друзьями» министра сельского хозяйства Ткачева и таким образом пытаются прикрыть свои «проекты» от лишних глаз, проверок и внимания. Между тем за Теслиными прочно закрепилась репутацией мошенников, кинувших не одного своего кредитора через банкротство, списанные суммы исчисляются миллиардами.
Особо теплые отношения у семейства Теслиных сложились с руководством и правоохранительными органами Белореченского района Краснодарского края. Там, выкупив земли бывшего колхоза «Россия» в селе Великовечное, в 2004 году они организовали добычу песчано-гравийной смеси. Пользуясь покровительством властных структур, Теслины вели разработку с бесцеремонным нарушением природного и земельного законодательства. Для добычи песка и гравия на участке площадью более 150 га, они просто снимали верхний слой плодородной почвы и смешивали его с глиной, превращая земли ведущего сельскохозяйственного предприятия в безжизненную пустыню. Только в 2015 году Белореченская межрайонная прокуратура все же признала незаконность разработки, на основании этого решения краевое министерство природных ресурсов приостановило действие лицензии. Однако дело осталось без реальных последствий для Теслиных, бизнес продолжает работать.
К тому моменту Теслины опробовали более прибыльный способ заработка. Смекнув, что природные богатства имеют свойство истощаться, а деньги кредиторов — нет, Теслины решили освоить новый формат получения прибыли. Схема проста: на ликвидный актив под предлогом инвестиций заводились кредитные средства, затем, в течение нескольких лет из предприятия выводились деньги, а само оно доводилось до банкротства.
Теслины ловко довели до банкротства три из своих пяти зарегистрированных компаний, которые реально занимались добычей и продажей ПГС на фоне строительного бума на Кубани. Они хорошо обогатились за счет нарушения природоохранного законодательства, невыплаты налогов, невозврата кредитов и обмана работников с зарплатой. Наиболее примечательна история банкротства ООО «РВ Транс» и ООО «РВ Транс Трейдинг».
В сентябре 2008 года в рамках работы VII Международного инвестиционного форума в Сочи компания Теслиных ООО «РВ Транс» подписала соглашение с тогдашним губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым о жилой и коммерческой застройке района Голубая Бухта в Геленджике. Никакой застройки, естественно, не случилось, наоборот, компанию довели до банкротства. Баланс компании снизился со 186 211 000 рублей в 2013 году до 13 626 000 рублей в 2016 году. В 2016 году компания потерпела убыток в размере 54 333 000 млн рублей.
«РВ Транс» был признан банкротом в декабре 2015 года по заявлению ИФНС по городу Геленджику: долги только по выплатам в фонд пенсионного страхования составляли более 14 млн рублей. Кредиторы неоднократно поднимали вопрос о преднамеренном банкротстве должника. В декабре 2016 года Константин и Роман Теслины были привлечены к субсидиарной ответственности по задолженности. Арбитражный суд Краснодарского края установил, что отец и сын, будучи «у руля» предприятия, способствовали исчезновению ряда бухгалтерских документов, необходимых конкурсному управляющему для оценки финансового состояния компании. Конкурсный управляющий представил суду выводы о признаках преднамеренности банкротства. Анализ балансовой ведомости ООО «РВ Транс» позволил суду признать, что Теслины умышленно довели компанию до банкротства. Неся с 2009 года неизбежные убытки, предприятия продолжало привлекать кредитные средства.
8 декабря 2015 года на сайте «Написать письмо президенту В.В.Путину» было размещено обращение сотрудницы «РВ Транса» О.Коробейниковой. Она сообщала, что компании Теслиных «РВ Транс» и «РВ Транс Трэйдинг» ведут незаконную добычу и незаконную продажу песка и гравия в обход налогового законодательства (по ее словам, за 7 лет такой деятельности сумма задолженности исчисляется десятками миллионов рублей), а также полтора года не платят заработную плату работникам и отчисления во внебюджетные фонды, при этом ведя напоказ роскошный образ жизни.
После безрезультатных попыток заставить Теслиных вернуть долги по зарплате рабочие объявили забастовку. Было возбуждено уголовное дело по факту невыплаты зарплаты в обеих компаниях. Только тогда руководство компаний отчиталось о полной выплате задолженности перед работниками, однако, по словам Коробейниковой, на деле выплатили только часть зарплаты, но путем подделки подписей работников отчитались о полной выплате.
В отместку за активную деятельность Коробейниковой Роман Теслин добился возбуждения против работницы уголовного дела якобы за нанесение материального ущерба компании. В ходе расследования выяснилось, что подпись Коробейниковой на акте материальной ответственности подделана. Мать ребенка-инвалида на последних месяцах беременности вторым ребенком по заведомо фальшивому делу полгода таскали на допросы и по судам, что негативно сказалось на ее здоровье и здоровье новорожденного ребенка.
В период банкротства своих компаний Теслины продолжали вести роскошный образ жизни, нисколько не стесняясь его. Дорогие машины, яхты, поездки, семейные торжества — все это выставлялось на показ в лучших традициях Кубани. На случай непредвиденных обстоятельств у семьи был припасен запасной сценарий в виде личного банкротства, так удачно принятого законодательством РФ.
Первым им воспользовался Теслин-старший. В декабре 2015 года он по заявлению банка «Первомайский» был признан банкротом, общая сумма долга составила более 470 млн рублей. А летом 2016 года началась реализации имущества. У одного из крупнейших бизнесменов Кубани в собственности оказались всего лишь 3 автомобиля, 1 яхта и коллекция охотничьих ружей — в общей сложности на примерно на 8 млн рублей. Остальное имущество, судя по всему, было предусмотрительно переписано на членов семьи. Причем, конкурсное имущество предполагалось вернуть себе через продажу «своим».
Первым с молотка ушел Мерседес SL 55 AMG за 506 тыс рублей единственному участнику торгов жителю Краснодара Сергею Козыреву. Все шло по плану. А вот второй аукцион дал сбой — на продажу была выставлена яхта Princess Nirvana оцененная в 6,15 млн рублей. В торгах должна была участвовать теща Константина Теслина — Галина Шабанова, но не получилось. Победителем стала некая Инна Белоусова из Москвы. В настоящий момент Теслины пытаются оспорить результаты торгов. Реализация имущества Теслина-старшего продолжается.
По проторенному пути личного банкротства пошёл и Роман Теслин. Дело о признании его несостоятельным было открыто в декабре 2015 года по заявлению того же банка. В настоящий момент идет реализация его имущества с молотка.
Теперь в ряду кинутых Теслиными кредиторов может оказаться «Веншэкономбанка». И произойдёт это с подачи руководства «дочки» банка «ВЭБ Капитал», управляющей правами требования к заёмщикам ВЭБ. Теслины нацелились на захват СХП «Вощажниково», которое банк прокредитовал на 7 млрд рублей. Помочь им в задуманном вызвалась другая известная «семейная бригада» Хотиных, разорившая свой банк «Югра» и теперь пытающаяся любым способом монетизировать оставшиеся активы.
Схемы «ВЭБ Капитала»: следим за руками
Сложившийся под крышей «ВЭБ Капитала» альянс нечистоплотных дельцов готовит схему по перехвату оперативного контроля над деятельностью АО СХП «Вощажниково». Произойти это должно в рамках проекта по созданию крупного агрохолдинга, в который, помимо прав требования к АО СХП «Вощажниково», планируется передать имущество четырёх тепличных комплексов, объединенных в холдинг «Фабрика овощей». Они также были построены на кредиты ВЭБа и находятся сейчас на последней стадии банкротства, в конкурсном производстве.
Известно, что руководство «ВЭБ Капитала» выбирает, какая из двух возможных схем позволит передать один из лучших молочных комплексов страны Теслиным с минимальными издержками и максимальным профитом для участников.
Первая предполагает создание совместного предприятия, в которое «ВЭБ Капитал» вносит право требования к АО СХП «Вощажниково» и имущество четырёх тепличных комплексов, Хотины через нефтяную компанию «Дулисьма» — несколько газовых скважин, Теслины через ООО «ТТК-Трейд» — обещания многомиллионных инвестиций от своих неких иностранных партнеров, швейцарской компании Cristal Business S.A.
По второму варианту «ВЭБ Капитал» продает Теслиным право требования к АО СХП «Вощажниково» и имущество тепличных комплексов «Фабрики овощей» на условиях длительной рассрочки и под залог вышеуказанных скважин.
Единственным реальным активом в этом раскладе является как раз возможный вклад «ВЭБ Капитал». За Теслиными и Хотиными ничего нет. Известно, что на Дулисьменском месторождении добыча газа не ведётся, а оценка участвующих в схеме скважин строится на гипотетическом объёме предполагаемых запасов. Участие хотинской «Дулисьмы» имеет целью подменить реальный актив в портфеле ВЭБ пустышкой. Ещё циничнее поступают Теслины. Их якобы иностранного инвестора компанию Cristal Business S.A. на переговорах представляет международный жулик гражданин Швейцарии Оливер Непомуцено (Oliver Nepomuceno). Он обещает миллиардные инвестиции в проект, но в узких кругах он известен, прежде всего, как зиц-председатель 160 (!) офшоров, в их числе и панамская Cristal Business S.A. (companycode 332703). Не зря же Непомуцено является фигурантом «панамских списков». Такому инвестиции пообещать — что стакан воды выпить. Да и вряд ли Теслины могли найти иного инвестора.
Главной особенностью обеих схем является то, что ВЭБ лишится контроля над правами требований к «Вощажниково». Конструктивный диалог между кредитором и заёмщиком об условиях погашения кредитов, цель которого сохранить и развить бизнес, будет неминуемо сорван. Теслины известны своим наплевательским отношением к интересам кредиторов, налоговых органов и работников. Когда они получат в «подарок» от менеджеров «ВЭБ капитала» право требования к СХП, то под угрозой инициирования банкротства смогут быстро «выкрутить руки» менеджменту компании и перехватить оперативный контроль над деятельностью предприятия.
Далее «партнеры» могут получить под залог активов вновь созданного мега-холдинга многомиллиардные кредиты ВЭБа якобы под реализацию многочисленных программ реконструкции захваченного имущества. Четыре тепличных хозяйства общей площадью около 40 гектаров на рынке оцениваются не менее 3,5-4 млрд рублей. В «Вощажниково» вложено около 7 млрд рублей. Свои менеджеры в «ВЭБ Капитале» вполне могут посодействовать в получении еще 5-10 млрд рублей, плюс возможны кредиты сторонних банков. Распорядиться доставшимися активами и доступными кредитами для «партнёров» — дело техники. Можно вывести активы и инициировать управляемое банкротство. В этом случае ВЭБ останется ни с чем, как это уже было не раз с другими кредиторами Теслиных, а Россия лишится перспективного уникального производства.
Остаётся только догадываться, как люди с таким послужным списком прошли мимо службы безопасности «Внешэкономбанка» и попали в число партнёров «ВЭБ Капитала». Не исключено, что и здесь не всё гладко. Теслины умеют договариваться и выстраивать коррупционные связи. Им ничего не стоило, например, пригласить в дело карманный ЧОП кого-нибудь из руководителей СБ банка.
Лакомый бизнес из Борисоглебска
ОАО СХП «Вощажниково» располагается в Борисоглебском районе Ярославской области. Предприятие создано в 2010 году администрацией региона, «Внешэкономбанк» выступил инвестором и предоставил кредит на сумму около 7 млрд рублей. Проект предусматривает строительство 7 молочно-товарных комплексов (МТК) с использованием инновационных технологий на 2400 голов, с молокоперерабатывающим заводом производительностью 350 тонн в сутки. В 2012 году был завершен первый этап — строительство и ввод в эксплуатацию двух первых МТК общей мощностью 110 тонн молока в сутки. Предприятие вернуло в севооборот около 15000 га земель, необрабатываемых более 20 лет, тем самым создав свою кормовую базу. Имеется собственный комбикормовый завод производительностью 10 тонн в час. В прошлом году планировалось начать строительство третьего МТК и молокоперерабатывающего завода с собственным упаковочным производством. Прежний министр сельского хозяйства России Николай Федорова ещё в 2012 году проект «Ващажниково» рекомендовал к тиражированию на территории всей страны.
В сентябрьском рейтинге 2017 года «Топ-30 производителей молока России по рентабельности» издания MilkNews предприятие заняло 7 место с показателем рентабельности 24,9%. Среди покупателей молока: «Данон», «Кампина», «Пепсико» («Вимм-Биль-Дан»).
СХП «Вощажниково», согласно планам нынешних собственников, в ближайшем будущем обещает стать крупнейшим молочно-товарным предприятием в Европе с полностью автоматизированным производством при минимальном использовании ручного труда. Неудивительно, что оно привлекло внимание любителей выдаивания в свой карман привлекательных активов.
Высокотехнологичные сельскохозяйственные предприятия России сейчас находятся в сложных условиях. На их экономике отрицательно сказывается падение реальных доходов населения, снижение разницы в себестоимости между отечественной и зарубежной сельхозпродукцией в условиях постоянно растущей относительной покупательной способности рубля, практически нулевые, по сравнению с европейскими, субсидии сельхозпроизводителям, к тому же выделяемые не всем и не всегда, снижение закупочных цен на молоко относительно стоимости ГСМ, электроэнергии и других расходных статей. Декларируемое импортозамещение мало сказалось положительно на реальных условиях хозяйствования.
Выручка «Вощажниково» в 2016 году составила 1,1 млрд рублей при стоимость чистых активов 206 млн рублей. Чистый убыток — 283 млн рублей. Проблемы с возвратом кредитов имеют практически все хозяйства не только Ярославской области, но и страны. Этим и решили воспользоваться в «ВЭБ Капитале».
Тени прошлого над «Внешэкономбанком»
До смены руководства в феврале 2016 года «Внешэкономбанк» был постоянным поставщиком в СМИ криминальных новостей, в которых фигурировали руководители банка и его дочерних структур.
В декабре 2012 года был задержан Алексей Шулепов, бывший генеральный директор компании «ВЭБ-инвест» — «дочки» госбанка. По версии следствия, Шулепову удалось «втайне от руководства ВЭБа» переоформить 100% долей Андрюшкинского золоторудного месторождения, запасы которого оцениваются в $1 млрд. Остановить хищение удалось на стадии перепродажи месторождения третьим лицам. Шулепова отпустили под залог, и он скрылся за границей. Позже следствие выяснило еще один факт — Шулепов заплатил деньгами банка 100 млн рублей за акции столичного часового завода МОАО «Слава», которые, согласно экспертизе, не стоили вообще ничего.
В 2013 году основным «героем» публикаций стал заместителя председателя правления ВЭБа Анатолий Балло. Генпрокуратура настаивала, что Балло и директор департамента ВЭБа Ильгиз Валитов необоснованно выдали ООО «Заречье-2» кредиты на $170 млн, исчезнувшие потом в оффшорах. Еще один эпизод с Балло — хищение $14 млн, части кредита, выданного компании «Евразийский». Как установлено следствием, похищенные деньги были размещены на счетах оффшорных компаний, открытых в швейцарских банках.
В 2014 году в СМИ обсуждали возможное участие зампреда ВЭБа Андрея Клепача в расхищении средств проекта Sukhoi Superjet.
Одной из наиболее громких историй стал в конце 2016 года приговор бывшему главе дирекции природных ресурсов и строительства «Внешэкономбанка» Ильгизу Валитову. Он был признан виновным в хищении акций компаний холдинга «Евродон» и осужден на 4 года лишения свободы. Можно считать совпадением, что «Евродон» так же, как и СПХ «Вощажниково», был заёмщиком ВЭБ.
Подобных историй разного масштаба в истории «старого» ВЭБа десятки. Новый глава банка Сергей Горьков почистил команду от наиболее одиозных личностей. Однако, судя по всему, нынешним руководителям «ВЭБ Капитала» не дают покоя «лавры» предшественников, и они готовы продолжить традиции «старой школы» управления кредитами для извлечения личной выгоды. Как известно, в этом деле все средства хороши.
источник: https://www.rospres.org/ hearsay/23651/