Фетхуллах Гюлен
(4)Турецкий писатель, бывший имам и проповедник, и исламский общественный деятель, почетный президент Фонда писателей и журналистов. Он является инициатором и основателем общественного движения «Хизмет»
«Биография»
Гюлен родился 27 апреля 1941 года в деревне Коруджук, около города Эрзурум в Турции. Его отец, Рамиз Гюлен, был имамом. Гюлен получил базовое образование в своей родной деревне, однако после переезда вместе со своей семьей, решил сосредоточиться на получении (тогда неформального) классического исламского образования . Гюлен стал Коран-хафизом (выучил Коран наизусть со всеми правилами чтения) в 10 лет. Он впервые прочитал проповедь в возрасте 14 лет.
Образование
Гюлен учился в двух медресе и у нескольких известных турецких суфиев, включая Алварлы Эфе, Османа Бекташа и Хаджы Сыткы Эфэнди.
Подробнее
Деятельность
Проработав официальным имамом и проповедником, Гюлен ушёл на пенсию в 1981 году. В 1988—1991 годах он дал серию проповедей в популярных мечетях Турции. В 1994 году он принял участие в учреждении Фонда писателей и журналистов, ему присвоили титул почетного президента Фонда.
Уехав в 1999 году в США на лечение (18), Гюлен с тех пор уже не возвращался в Турцию. За это время против него в Турции был начат (2000) и закрыт (2008) за отсутствием состава преступления обвинительный процесс, он пережил операцию на сердце и множество оперативных вмешательств в связи с сахарным диабетом и другими болезнями. Сам Гюлен подчеркивает, что очень хотел бы вернуться в Турцию, но боится политических провокаций и нестабильности.
Коррупционный скандал конца 2013 года обострил отношения между Реджепом Эрдоганом и Гюленом, которого обвинили в попытке переворота. 19 декабря 2014 года стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена. Прокурор Хасан Йылмаз ходатайствовал также перед Минюстом Турции о подготовке документов на включение Гюлена в «Красный бюллетень» Интерпола (ордер на арест преступников, объявленных в международный розыск). Интерпол не принял решения о розыске Гюлена.
Теология
Гюлен не предлагает новой теологии, скорее в своих проповедях и книгах отсылает к классическим авторитетам, используя и развивая их систему доказательств и умозаключений. Его понимание ислама — консервативное и общепринятое. Фетхуллах Гюлен хорошо знает и уважает суфийскую традицию, несмотря на то, что он сам не был членом какого-либо тариката. Он учит, что мусульманам необязательно входить в тарикат (суфийский орден), но суфизм — это внутреннее измерение ислама, которое никогда не должно отрываться от внешнего.
Его учение отличает от других общепринятых течений умеренного ислама две вещи, которые он выводит из интерпретации определенных аятов Корана. Первое — он учит, что мусульманское сообщество обязано служить («hizmet etmek») общему благу общины и нации, мусульманам и немусульманам во всем мире. Движение «Хизмет» является международным общественным движением, инспирированным идеями Гюлена. Учение о служении людям привлекло и привлекает большое количество сторонников в Турции, Центральной Азии и в других частях мира.
Второе — мусульманское сообщество должно осуществлять межконфессиональный диалог, как минимум, с «людьми Писания» (христиане и иудеи). К атеистам отношение Гюлена скептическое, например, в 2004 году он назвал терроризм «таким же презренным, как атеизм». В последующем интервью он объяснил, что он не имел желания приравнять атеистов и убийц, скорее, он хотел подчеркнуть, что по исламу оба этих типа людей будут обречены на вечные муки в аду. В любом случае, Гюлен говорит, что к людям следует проявлять уважение в первую очередь потому, что они люди, и только затем — потому что верующие и т. д.
Наука и образование
В своих проповедях Гюлен неоднократно заявлял, что изучение физики, математики, химии — поклонение Богу. Идеи Гюлена вдохновили его последователей открыть более тысячи частных и государственных учебных заведений в большей части стран мира. В Турции «школы Гюлена» считаются одними из лучших: современное дорогостоящее оборудование, равное отношение к полам, обучение английскому языку с первого класса. Тем не менее, существует критика со стороны бывших учителей подобных заведений, в частности, по вопросу отношения к женскому полу. По их словам, учителям-женщинам не делегируют административные полномочия, у них ограниченная автономия и — начиная с учениц шестого класса и старше — они отделены от коллег мужского пола и учеников в течение перемен и перерывов на обед.
Межконфессиональный и межкультурный диалог
Последователи Гюлена учредили в разных странах множество институтов, которые стимулируют развитие межконфессионального и межкультурного диалога. Несмотря на то, что Гюлен не одобряет многие проявления западной цивилизации (в ранних книгах Гюлена много «анти-миссионерских и анти-западных пассажей», он начинает продвигать идеи толерантности и диалога именно с религиозными деятелями.
Говоря про Турцию, Гюлен отмечает, что приверженность диалогу и благожелательное отношение к другим лежат в основах турецкой культуры, которая своим источником берет ислам. Он подчеркивает то, что ислам всегда воспринимал лучшие достижения тех культур и цивилизаций, с которыми он встречался на протяжении своей истории, и сегодня мусульманский мир нуждается в использовании позитивного опыта других стран. «Диалог превратился в императив современности».
Гюлен лично встречался с лидерами других конфессий, включая Иоанна Павла II, греческого православного патриарха Варфоломея, главного сефардского раввина Элияху Бакши-Дорона. В конце 2000-х годов движение «Хизмет» начало диалог и с нерелигиозными людьми, например, в Консультативном совете лондонского Dialogue Society больше атеистов и агностиков, чем мусульман.
Гюлен также выступает за кооперацию между разными течениями в самом исламе — например, он одобрил постройку мечети и алевитского храма (cem evi) в одном дворике.
В целом стратегию движения «Хизмет» в плане диалога можно охарактеризовать при помощи выражения «Кто бы ты ни был, мы все равно придем к тебе», которое используют сторонники движения. (ср. с выражением «Кто бы ты ни был, все равно приходи», приписываемого Джалаледдину Руми).
В 2015 году Гюлен удостоился престижной премии мира им. Ганди, Кинга и Икеды. Впервые за 15 лет награду вручили мусульманину.
Публикации
Гюлен является автором более чем 60 книг и множества статей, посвященных самым разным темам: общественным, политическим и религиозным проблемам, науке и спорту. Его проповеди и семинары опубликованы на тысячах аудио- и видео-кассетах и дисках. Гюлен — автор вступительных статей в журналах Yeni Ümit, Sızıntı, Yağmur и др. Его книги переведены на многие языки мира, в том числе на русский язык.
Взгляды на современные проблемы
Секуляризм и шариат
Гюлен критикует лаицизм как политику, уходящую корнями в философию редуктивного материализма. В то же время он считает, что ислам и демократия совместимы. По мнению Гюлена, к шариату относятся и вероубеждение, и столпы ислама — намаз, ураза, закят, хадж, семейные и личные отношения, различные аспекты жизни. «В современных демократических государствах никто не мешает заниматься этими вещами, которые составляют более чем 95 % ислама и шариата. И только 4-5 % относится к власти и праву, это не забота отдельных личностей, а тех, кто управляет. Противники ислама же именно эти 4-5 % пытаются представить как весь шариат.»
Турция и Европейский cоюз
Гюлен одобряет заявку Турции на вхождение в ЕС и считает что ни Турция, ни Европейский cоюз ничего не потеряют, а только выиграют от этого.
Роль женщины
Согласно Арасу и Каха, взгляды Гюлена на положение женщин «прогрессивные», но «современные женщины — профессионалы в Турции все равно далеки от того, чтобы их принять». Гюлен говорит, что ислам спас женщин, они «вообще не закрывались в своих домах и … никогда не притеснялись» в раннем исламе. Он чувствует, что «феминизм западного типа … будучи полным ненависти по отношению к мужчинам, обречен на крайности, как и все другие революционные движения».
Терроризм
Гюлен осуждает любой вид терроризма. В исламе, указывает Гюлен, четко разработаны и определены условия для военного и мирного времени. В мирное время отдельные личности не имеют права воевать и убивать людей. «Террористы-самоубийцы пойдут в ад навечно, и там они будут призваны к ответственности за убийство невинных людей». Гюлен был первым мусульманским авторитетом, осудившим террористические атаки на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. В статье, вышедшей на следующий день в газете Washington Post, им написано «Мусульманин не может быть террористом, и террорист не может быть настоящим мусульманином». Гюлен сокрушается, что имидж ислама «угнан» террористами, которые выдают себя за мусульман. Он советует изучать ислам через его источники и его проявления в истории, не через действия кучки маргиналов, которые показывают его в ложном свете. Гюлен высказал соболезнования жертвам теракта в российском Беслане.
Про войну в Сирии Гюлен говорит, что «события там отдаются болью в сердце, надо остановить кровь, льющуюся в этой стране, решать проблемы мирным путём и при помощи разумного обсуждения всеми.» В сентябре 2014 года Гюлен опубликовал в ведущих СМИ своё заявление с осуждением неоднократно повторяющихся в последнее время жестоких преступлений против человечества террористической группировки «ИГИЛ» и выразил глубокие соболезнования семьям и близким погибших в связи с актами насилия в Ираке и Сирии. «Любая агрессия, давление или притеснение меньшинств или невинных гражданских лиц противоречит высоким идеалам и духу Корана (…) Их действия — не что иное как терроризм, так это и надо называть».
Факты
В данный момент он живёт в добровольном изгнании в Сэйлорсбурге, штат Пенсильвания, США. В Европе предпочитает останавливаться в Монако и Монте-Карло. Сторонники идей Фетхуллаха Гюлена называют его уважительно Ходжа-эфэнди (товарищ Учитель). Гюлен в 2008 году был выбран самым влиятельным интеллектуалом планеты по результатам опроса на сайте проекта журналов Prospect и Foreign Policy. С 2009 года входит в число 500 самых влиятельных мусульман (по итогам 2013 года — на 11 месте). В 2013 году он был включен в число «100 самых влиятельных людей мира» журналом Time. и в список «500 самых влиятельных людей мира» журнала Foreign Policy.
Гюлен делает упор на этическое воспитание нового поколения. Гюлен проповедует и развивает традиционный турецкий (ханафитско-матуридитский) вариант ислама, не выдвигая новых теологических концепций, а предлагая их современную интерпретацию. Гюлен постоянно подчеркивает роль науки и образования в развитии общества. Отличительной чертой Гюлена является инициирование диалога с представителями других конфессий и убеждений. Запустив процесс диалога в Турции, Гюлен продолжил его и в международном масштабе. В плане политики Фетхуллах Гюлен считает демократию наиболее оптимальной на данный момент формой правления, несмотря на то, что «в книжном (кораническом) и традиционалистском (на основании Сунны) мусульманстве нет ни абсолютной монархии, ни классической демократии в её западном варианте, ни диктатуры, ни тоталитаризма». Гюлен выступает за многопартийность, и придерживается в плане политики основного принципа — «в исламе управление опирается на договор между тем, кто будет править, и тем, кто будет подчиняться».
Гюлен активно участвует в общественных дискуссиях о будущем Турции, ислама в современном государстве, роли образования и воспитания в развитии личности. Его нередко называют «одним из самых важных мусульманских деятелей мира». Что касается его собственной жизни, Гюлен весьма религиозен и консервативен.
«Связи / Партнеры»
Эрдоган Реджеп Тайип — Турецкий политический и государственный деятель. Президент Турции (с 28 августа 2014 года, избран 10 августа 2014 года), Премьер-министр Турции (с 14 марта 2003 года по 28 августа 2014 года). Лидер исламистской Партии справедливости и развития
«Темы»
«Новости»
В США допустили экстрадицию Гюлена по делу об убийстве посла Карлова
В Турции задержали племянника и племянницу «вдохновителя мятежа» Гюлена
В домах предполагаемых сторонников Гюлена в Баку прошли обыски
«Я всю жизнь был жертвой переворотов», — Фетхуллах Гюлен
Турецкая полиция задержала брата проповедника Гюлена
Реджеп Тайип Эрдоган сам спланировал так называемый «госпереворот», — Фетхуллах Гюлен