Ринк Леонид Игоревич
По данным «Новой газеты», один из разработчиков нервно-паралитического вещества «Новичок» Леонид Ринк в 1990-х годах продал яд преступникам, из-за чего позже в Москве погибли 2 человека. Дочь ученого опровергла РБК эту информацию
Ученый Леонид Ринк, который, по данным СМИ, участвовал в разработке вещества «Новичок», не был причастен к продаже отравляющих веществ преступникам в 1990-х годах. Об этом в разговоре с РБК заявила его дочь.
«Это ложь. Будем подавать в суд», - передала РБК слова химика его дочь, попросившая не упоминать ее имя.
Так она прокомментировала информацию «Новой газеты», которая сообщила, что отравляющее вещество «Новичок» было применено в России в 1995 году для убийства людей. Издание сообщило, что в 1995 году в офисе Росбизнесбанка в Москве были убиты банкир Иван Кивелиди и его секретарь Зара Исмаилова, смерть наступила из-за контакта с телефонной трубкой, обработанной отравляющим веществом, ссылается газета на материалы дела. Вещество преступникам продал человек, участвовавший в его разработке, следовало из материалов уголовного дела.
Вещество проанализировали в экспертно-криминалистическом центре МВД, Институте проблем экологии и эволюции РАН, а также в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ; в материале указано, что заключения этих трех структур есть в распоряжении газеты). В материалах экспертиз есть формула вещества, ее и выводы экспертизы «Новая газета» показала Вилу Мирзаянову, который называет себя разработчиком «Новичка». Ученый сказал газете, что «вещество в деле об отравлении Кивелиди относится к группе «Новичок». По словам Мирзаянова, над созданием этой группы веществ работал сотрудник ГосНИИОХТа Петр Кирпичев.
О том, что Кивелиди и Исмаилова были отравлены препаратом, разработанным группой во главе с Кирпичевым, рассказал изданию The Bell один из ученых, работавших над веществом, — Владимир Углев. Он работал в ГосНИИОХТе. «Поскольку данная партия была изготовлена в моей группе, где практически нарабатывались все вещества, а каждая получаемая партия имела полный физико-химический паспорт, то и определить, кем и когда была партия изготовлена, было несложно. Естественно, подозрение следователей пало в том числе и на меня», — рассказал он.
В материалах уголовного дела об убийстве Кивелиди есть протоколы допроса еще одного ученого, Леонида Ринка, пишет «Новая газета». Он был фигурантом уголовного дела, уточняет издание. Ринк также работал в ГосНИИОХТе, он был ведущим научным сотрудником в филиале, расположенном в закрытом городе Шиханы (Саратовская область) (также упоминается как ГИТОС). Также в документах следствия есть данные, что начальник местного отдела ФСБ называл это предприятие «особо режимным», а на нем «несанкционированно синтезировали и сбывали отравляющее вещество» в 1994 году. Поэтому следователи и решили допросить Леонида Ринка.
Ринк рассказал на допросе, что он «унес к себе домой» ампулы с синтезированным веществом («это вещество отличается от боевого вещества по своей химической формуле, однако по токсичности оно сравнимо с VХ»), а затем «передал» их другому человеку, говорится в статье. Ринк также видел заключение экспертов о составе вещества и подтвердил на допросе, что для убийства было использовано именно оно.
Кроме того, по данным газеты, своим коллегам Ринк рассказывал, что вещество разрабатывается для воинской части, но на самом деле «это был «левый» заказ», и ученый не хотел, чтобы о нем узнали другие, рассказал он на допросе. Одной лаборантке он пообещал, что «ее работа будет оплачена». На допросе он сообщил, что в 1994 году он создал одну ампулу с отравляющим веществом. Как пишет «Новая газета», в материалах допроса есть слова Ринка о том, что за «сотни доз» вещества ему заплатили от $1,5 тыс. до $1,8 тыс.
Ампулу с отравляющим веществом он в 1994 году передал своему знакомому, который угрожал ученому. Этот знакомый был «связан с преступными элементами», заявил Ринк. Еще одну ампулу он, по данным следствия, продал гражданину Латвии Артуру Таланову, который занимался ограблениями инкассаторов. Применял ли Таланов вещество, в материале не указывается.
Газета располагает документальным подтверждением того, что уголовное дело о распространении этого отравляющего вещества было выделено из уголовного дела об убийстве Кивелиди и получило гриф «совершенно секретно». Однако позже стало известно, что продажа состоялась после убийства Кивелиди, и дело закрыли в 1999 году. Также было закрыто и другое уголовное дело против Леонида Ринка, пишет «Новая газета».