Тарасов Дмитрий Николаевич
«Полит.ру» публикует фрагмент исследования Владимира Прибыловского, касающийся происхождения и истории становления околопрезидентской элиты, которую автор характеризует как «олигархию». Текст базируется на открытых источниках и информации базы данных «Просопограф — описатель лиц». Более подробная версия, со всеми ссылками на источники и справками на остальных соучредителей и руководителей упоминаемых компаний, автор предполагает опубликовать в готовящейся к печати книге Владимира Прибыловского и Юрия Фельштинского «Операция «Наследник».
ОЛИГАРХИЯ (от «олигой» — немногие, меньшинство; «архэ» — правление, управление, власть) — это политический строй, в котором богатое меньшинство управляет государством в своих собственных корыстных интересах и недемократическими средствами. Или, если короче, ОЛИГАРХИЯ — это коллективный авторитаризм имущего соcловия.
Именно так трактуют олигархию Платон (в трудах которого этот термин впервые появляется), Аристотель (режим «Тридцати тиранов», который он описал в своей «Афинской политии»), Полибий, все словари (включая русский Владимира Даля) и энциклопедии.
Соответственно, олигарх — это представитель, участник (формальный или неформальный) коллективного ПОЛИТИЧЕСКОГО (а не только экономического) руководства олигархически устроенного государства.
Миллиардер БЕЗ политической власти, без административного ресурса — не олигарх, а всего лишь финансовый магнат. Современные российские олигархи — это не Березовский (давно потерявший политическую власть) и тем более не Ходорковский (который лишь ПРЕТЕНДОВАЛ на участие во власти), а те состоятельные граждане, которые монополизировали исполнительную и законодательную «вертикаль».
Олигархи — это не ТЕ, КОГО равноудаляют от власти, а ТЕ, КТО равноудаляет.
Олигархия — феномен не только древней Греции (Спарта, афинские «Тридцать тиранов» и т.д.), средневковой Италии (Венеция), но также нового и новейшего времени: Латинская Америка 19-го и отчасти 20-го вв., почти вся современная Африка, отчасти современная Азия.
Россия — вполне олигархическое государство, и при Путине — в большей степени, чем при Ельцине, в конце правления которого олигархический строй только начинал формироваться.